Найти в Дзене

Мать и дитя-1 (чемп.мира, проф.Зелинский)

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Мать и дитя-1.

Как известно, именно в детстве закладываются все основные модели будущего поведения человека.

При исследовании невротиков можно заметить, что главным в их детстве - было отсутствие любви и заботы со стороны матери.

Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, но лишь до тех пор, пока в душе чувствует, что является желанным и любимым.

При этом ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Главная причина того, почему ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов.

В этом случае родители маскируют реальное отсутствие теплоты заявлениям, что делают все ради ребенка, и якобы учитывают интересы только его.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Кроме того, явно заметны различные формы отношения родителей к детям, такие, как предпочтение других детей, несправедливые упреки,

непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, от временной невнимательности до постоянного вмешательства и ущемления законных желаний.

Например, попытки расстроить его дружбу с кем-либо, высмеять проявление независимого мышления, игнорирование его интересов — будь то художественные, спортивные или технические увлечения.

В целом такое отношение родителей если и не умышленно, то все равно означает ломку воли ребенка.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Дети могут выносить лишения только если чувствуют, что они необходимы.

Ребенок не против приучения к чистоте, если родители не перегибают в этом деле палку и не принуждают к ней ребенка с утонченной или явной жестокостью.

Ребенок также не против того, чтобы его иногда наказывали, но при условии, что в целом он чувствует к себе любовь, а также считает данное наказание справедливым, а не преследующим цель причинить ему боль или унизить его.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Ревность также может играть отрицательную роль и быть источником ненависти как у детей, так и у взрослых.

Ревность может проявляться при соперничестве детей в семье или ревности в отношении одного из родителей.

В таком случае ревность провоцирует страх и оказывает длительное травмирующее влияние на формирование характера и личных отношений.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Некоторые реакции ненависти возникают как в отношениях между родителями и детьми, так и людей, ведущих тесную совместную жизнь.

При этом ревность присуща людям и искусственно стимулируется той атмосферой, в которой растет ребенок.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Среди факторов провоцирующих ревность можно назвать отсутствие теплоты и дух соперничества.

Кроме того, невротичные родители обычно недовольны своей жизнью, не имеют удовлетворительных эмоциональных или половых отношений и поэтому склонны делать объектами своей любви детей.

Т.е. свою потребность в любви они изливают на детей.

И выражение их любви всегда крайне эмоционально насыщенно.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Однако, именно невротичные родители своим запугиванием и нежностью зачастую вынуждают ребенка к страстным привязанностям, со всеми их скрытыми смыслами ревности.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Вообще же, стоит обратить внимание на те психические реакции, которые ребенок испытывает при невротичных родителях.

В этом случае имеют место различные опасности, возникающие вследствие вытеснения критики, протеста или обвинений, и одна из них заключается в том, что ребенок вполне может взять всю вину на себя и ощутить себя недостойным любви.

Опасность, которая заключается в этом, что вытесненная враждебность может породить тревожность.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Имеется несколько причин, действующих в различной степени и сочетаниях, почему ребенок, растущий в такой атмосфере, будет вытеснять враждебность: беспомощность, страх, любовь или чувство вины.

Ребенок в течение многих лет проявляет свою беспомощность, находясь в зависимости от окружающих его людей в удовлетворении всех своих потребностей.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

После первых двух или трех лет жизни происходит переход от биологической зависимости к той форме зависимости, которая затрагивает психическую, интеллектуальную и душевную жизнь ребенка.

Это продолжается до тех пор, пока ребенок не созреет для начала взрослой жизни и не станет способен взять жизнь в свои руки.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Однако имеются весьма значительные индивидуальные различия в той степени, в которой ребенок остается зависимым от своих родителей.

Все это связано с тем, чего хотят достичь родители в воспитании своего ребенка: или это стремление сделать ребенка сильным, храбрым, независимым, способным справляться со всевозможными ситуациями, или их главным

стремлением является дать ребенку уют, сделать послушным, продлить его инфантильное неведение окружающего мира, т.е. — искусственно продлить инфантильность психики повзрослевшего ребенка до двадцатилетнего возраста и более.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

При этом у детей, растущих в неблагоприятных условиях, беспомощность обычно искусственно закреплена вследствие запуганности, сюсюканья или вследствие того, что ребенка воспитывают и держат в состоянии эмоциональной зависимости.

Чем более беспомощным делается ребенок, тем в меньшей степени он может осмелиться на сопротивление в своих чувствах или действиях.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Страх может вызываться угрозами, запретами и наказаниями, и путем наблюдаемых ребенком эмоциональных взрывов несдержанности и сцен насилия; он может возбуждаться также таким косвенным запугиванием, как

внушение ему мысли об огромных жизненных опасностях, связанных с микробами, уличным движением, незнакомыми людьми, невоспитанными детьми, лазанием по деревьям и др.

Чем сильнее ребенок переполняется страхами, тем меньше будет он осмеливаться показывать или даже ощущать враждебность.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Другими словами, ребенок вытесняет свою враждебность по отношению к родителям, потому что опасается, что любое ее проявление ухудшит его отношения с родителями.

Им движет страх, что они бросят его или будут настроены против него.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Кроме того, ребенку обычно внушают вину за любые чувства или проявления враждебности или сопротивления; то есть ему внушают, что он является

недостойным или презренным в собственных глазах, если он, либо выражает, либо чувствует негодование и обиду на своих родителей или если он нарушает установленные ими правила.

Redon, Odilon  (1840-1916)
Redon, Odilon (1840-1916)

Эти две причины, заставляющие испытывать чувство вины, тесно взаимосвязаны.

Чем сильнее ребенка заставляют ощущать свою вину, тем меньше он будет осмеливаться ощущать недоброжелательность или выступать с обвинениями в адрес родителей.

В итоге – родители растят ребенка-невротика. Что по сути – есть преступление. Вот только нет за это наказания. Ибо – такое у нас общество.

21.03.15

Сергей Зелинский

-18

(из книги "Мирские проповеди", т.4, гл.19)

-19