По аналогии с известным фильмом, эту реальную историю можно назвать "Возвращение Святого Георгия". 27 православных реликвий, среди которых уникальные иконы и золотые кресты, были украдены из неохраняемых церквей. Понадобилось долгих 7 лет, чтобы советские органы правопорядка отыскали и вернули на место все святыни, наказали воров, фарцовщиков и скупщиков краденого.
Пришлось подключиться и советским дипломатам. Самый ценный предмет преступники переправили на Запад и готовились продать на международном аукционе.
В субботу утром 2 декабря 1978 года в МВД и Прокуратуре Грузинской ССР проходили срочные совещания, по итогам которых пошли доклады в Москву. Министр внутренних дел СССР Н. А. Щелоков возьмет это дело под свой личный контроль, хотя и не доживет до его окончательного раскрытия. А сформированная в Тбилиси оперативно-следственная группа в течение нескольких лет будет работать на территории Грузии, в Москве, Подмосковье и Одессе.
Тревожное сообщение пришло из Сванетии – горного региона на северо-западе Грузии, заселенного сванами. Это народ, родственный грузинам, говорящий на похожем, но все-таки отдельном языке. Обычно россияне не отличают одних от других, но на самом деле сделать это легко. Все сванские фамилии оканчиваются на «–иани»: Иоселиани, Дадиани, Кипиани и др.
В ночь с пятницы на субботу в маленьком сванском селении Иенаши произошло ограбление храма Грузинской православной церкви. Построенная примерно в XII-XIII вв. церковь посвящена Пророку Ионе, тому самому, которого проглотил кит.
Во всем мире существуют только два храма, посвященных пророку Ионе. Один в Греции, второй в Грузии. Церковь в Иенаши один из самых известных памятников средневековой архитектуры, а также хранилище древних икон и ритуальных предметов.
Две главные реликвии храма - рукописное Евангелие XIII века и серебряную икону Христа Спасителя XI века воры не тронули, а значит, действовали обычные дилетанты, мало разбирающиеся в искусстве. Зато они похитили 3 другие иконы и 3 позолоченных креста.
Особую ценность представляли сильно поврежденные временем иконы Святого Георгия и Святого Тевдоре, которые датировались XIV веком. Вторая к тому же представляла довольно редкий сюжет.
Если самый почитаемый в Грузии, Москве, российской армии (и не только) Святой Георгий всем известен, то Святой Тевдоре – это грузинская транскрипция имени общехристианского святого, известного у нас, как Святой Феодор Тирон или Феодор Амасейский. Воин-мученик, сожженный за веру на костре в 306 году, на русских православных иконах обычно изображается в полный рост с копьем.
Но в православии этому святому приписывают победу над чудовищем (змием), похитившим его мать. А потому изредка Святого Феодора изображают так же как и Святого Георгия, отличить может только специалист.
Едва следственная группа начала работу в селение Иенаши, как одна из местных жительниц сообщила важную информацию. В соседнем селе Ланчвали еще в 1976 году было совершено похожее ограбление церкви. Воры проникли в неохраняемый храм ночью, сбив замки на задних подсобных дверях. Два года назад были похищены иконы, кресты, церковная утварь, всего 21 предмет. Не такие уникальные как в Иенаши, но все равно старинные и дорогие.
Грузинская Православная церковь всегда занимала резко отрицательную позицию к советской власти и старалась по минимуму контактировать с государством. Потому о краже в Ланчвали просто не заявили. Другое дело Иенаши – похищенные ценности являлись национальным достоянием, принадлежали государству и были переданы церкви во владение. За них могли спросить.
Воров нашли быстро. На трех бездельников и пьяниц, указали сами местные жители. Один из троицы, молодой человек по фамилии Зурабиани, ранее предлагал соседям приобрести у него старинную икону Святого Георгия. При обыске раритет обнаружили закопанным на огороде. Это была одна из икон, похищенных в Ланчвали.
После нескольких допросов трое задержанных стали сдавать друг друга и назвали имя заказчика. Так всплыло имя жителя Москвы Виталия Мачавариани, чьи родители уехали из Сванетии, но он сам часто гостил здесь у многочисленных родственников. Уже потом следователи выяснят, что в 1970 году Мачавариани, будучи студентом техникума, приехал на очередное лето и в селении Лагами ночью взломал дверь в местной церкви, где похитил семь икон XII, XIII и XIV веков.
Тогда пропажу оценили в баснословные 100 тысяч рублей. Эти шедевры вор продал за бесценок неизвестному фарцовщику и скорее всего они утекли за рубеж. Об их судьбе до сих пор ничего не известно.
Ограбление церквей в 1976 и 1978 гг. Мачавариани заказал своим друзьям по летнему отдыху. Про уникальное и бесценное Евангелие в Иенаши он даже не знал, а одна эта рукопись могла бы стоить больше чем все остальное похищенное. Исполнителям дал установку – нужны иконы, золотые предметы и изделия, украшенные драгоценными камнями.
К моменту ареста организатор преступной схемы продал все похищенные предметы. Сначала называл имя скупщика – некий Яша из Москвы, про которого больше ничего не знал. Явно пытался завести следствие в тупик, но милиционеры все-таки выяснили у Мачавариани имя главного фарцовщика, занимавшегося скупкой и перепродажей иностранцам церковной утвари и икон.
Им тоже оказался уроженец Сванетии, а ныне житель подмосковной Щербинки по фамилии Нигуриани. Вот только следователи опоздали. Пока Мачавариани в СИЗО пытался юлить, последняя ниточка оборвалась. Скупщика ценностей похоронили два месяца назад. Залез в петлю на своей роскошной даче, одетый в фирменные импортные шмотки стоимостью в несколько зарплат простого советского рабочего. Никакой записки не оставил.
Неужели кто-то пытался замести следы?
Больше подозреваемых не было. Троицу воров в Сванетии, получивших за кражи копейки, осудили на сроки от 3 до 5 лет. Мачавариани приговорили к 15 годам лишения свободы. А что с похищенным добром?
В 1982 году в МВД Грузинской ССР пришло сообщение из Управления КГБ по Одесской области. Местные оперативники давно следили за двумя местными фарцовщиками-контрабандистами с фамилиями Мехтиев и Рохнянский. Во время очередного контакта с иностранцем, они предложили купить грузинские церковные ценности – средневековую икону, два креста и посох, украшенный драгоценными камнями.
Из Тбилиси пришел срочный ответ. Немедленно арестовывайте, есть угроза ухода культурных ценностей СССР за границу. И грузинские следователи не ошиблись. Мехтиева и Рохнянского задержали, когда они везли предметы старины на продажу иностранному туристу, прибывшему на теплоходе в Одессу на один день.
У фарцовщиков изъяли ту самую бесценную икону Святого Георгия XIV века и два позолоченных креста. Все вещи из храма в Иенаши. Что касается «посоха», то это оказалась часть одного длинного креста – преступники тупо разломали его пополам, потому что он не влезал в багажник «жигулей».
Фарцовщики заявили, что купили предметы на рынке у неизвестного, ничего не знали о том, что они похищены и представляют культурную ценность. Но возможно без протокола, они дали какую-то важную информацию.
Уже через год, в 1983 году, в Москве задержали большую группу скупщиков антиквариата, которые также продавали вещи иностранцам. В нескольких тайниках у преступников изъяли огромное количество предметов старины, преимущество русские иконы. Но в одном из схронов нашлись и вещи из Сванетии.
Икона Распятия Христа неизвестной датировки и третий золотой крест из Иенаши, плюс все оставшиеся 20 предметов из Ланчвали. Таким образом, всё похищенное в 1976 и 1978 году нашли спустя 7 и 5 лет.
Всё, кроме ценнейшей иконы Святого Тевдоре. Ее следы потерялись. Но надежда неожиданно пришла из… Швейцарии.
В конце того же 1983 года к грузинским искусствоведам обратился аукционный дом из Женевы с просьбой провести по фото атрибуцию одной грузинской иконы. Действительно ли это XIV век? Какого же было удивлением ученых в Тбилиси, когда они увидели того самого Святого Тевдоре из Иенаши.
Оказалось, один западноевропейский арт-дилер пытался продать эту икону еще в прошлом году. Обратился во всемирно известный британский аукцион «Кристис», где реликвию оценили в 26 тыс. фунтов. Цена его не устроила, и продавец решил выставляться в Женеве. Настаивал, что приобрел икону законно, даже показывал какие-то бумаги.
Больше года Главное следственное управление МВД СССР и Юридический отдел МИД СССР работали со швейцарскими органами правосудия. Советские следователи и дипломаты накладывали обеспечительные меры, судились с арт-дилером, а тот успешно отбивал все иски. Представитель СССР проиграл очередной суд в Женеве, с иконы должны снять арест и вернуть якобы законному владельцу. А дальше концы в воду. На открытых торгах спекулянт ее больше не выставит.
И тогда советская сторона принимает решение нанять за валюту местного адвоката. Далеко не самого дешевого. Тот подает апелляцию, отменяет предыдущее судебное решение и выигрывает новый процесс. Суд Женевы постановил вернуть реликвию Советскому государству.
8 февраля 1985 году, после долгих судебных баталий, обычным рейсом «Аэрофлота» икону Святого Тевдоре доставили из Женевы в Москву. Вскоре она убыла в Грузии. Правда, в храмы Сванетии ни ее, ни другие ранее похищенные сокровища уже не вернули. Передали в региональный музей. От греха подальше.