Может ли искусство быть способом наказания? Итальянцы эпохи Возрождения доказали: может. Пример этому - так называемый "порочащий портрет" - питтурара ифаманте. Особенно популярны они были во Флоренции, но встречались и в других городах-государствах. Есть упоминания о подобных случаях в Англии, Германии и Франции, но там это явление встречалось намного реже.
Порочащий портрет писали тогда, когда виновник был вне досягаемости, а иногда это было дополнительным наказанием. Например, если обвиняемый демонстрировал неуважение к суду. Вор, мошенник, казнокрад, неисправимый должник и т.д. Но бывало, что речь шла о влиятельных и состоятельных людях, чья вина была доказана, но посадить их было сложно из-за высокого положения в обществе. Чаще всего обвиняемого в преступлении изображали повешенным вниз головой. Иногда художники добавляли веселые детали, например, пляшущих вокруг преступника чертей. Повешение считалось унизительным видом казни (более достойным считалось обезглавливание). К тому же повешение ассоциировалось со смертью Иуды. По этой причине людям уважаемым было особенно неприятно узнать себя в образе висельника. Портреты могли выставлять в любом публичном месте. Во Флоренции на первом этаже Барджелло (первоначально казармы и тюрьма, ныне художественный музей) писались фрески. Когда появлялся новый антигерой, его изображали поверх старого. Фрески Барджелло были своего рода антиподом церковных. Святые изображались в храмах, а грешники в тюрьме.
Считается, что именитые художники неохотно брались за подобные заказы. Возможно, они опасались мести, ведь фортуна в то время была переменчива. Сегодня человек впал в немилость, а завтра его дела могли пойти в гору. Известно, что уничижительные портреты писали Андреа дель Кастаньо, Сандро Боттичелли и Андреа дель Сарто. До наших дней не дошли сами портреты и фрески, но сохранились подготовительные эскизы. Считается, что культура порочащего портрета послужила основой создания карты таро, изображающей висельника.
#картина #живопись #искусство #наказание #история #таро