Когда-то — точнее, в 2018 году — рассказ про Падую был одним из первых, опубликованных на моём канале. И тогда я, рассуждая про Падую и Венецию, вспомнила старый анекдот про крысу и хомячка: мол, у хомячка просто пиар лучше... Теперь мне захотелось сказать чуть иначе: не, они просто разные.:) Обе прекрасные, но — разные. Венеция — это особый мир, уникальный, не похожий ни на что. Не зря всё-таки у неё такой, хм, пиар. Другого такого города действительно не существует. Ну а Падуя — это концентрированная Италия. В ней всё, за что мы Италию любим. Да, она не так уникальна — где-то смахивает на Болонью, где-то напоминает Верону, где-то вроде похожа на Бергамо... но прекрасна.:)
Наше первое знакомство сложилось почти случайно, но удачно — я решила жить в Падуе, чтобы оттуда на электричке (полчаса!) ездить в Венецию: так получалось дешевле, а отель я нашла тогда у самого вокзала. Во второй раз получилось наоборот: мне хотелось жить именно в центре Венеции, для этого и замышлялись декабрьские мини-каникулы, но всё-таки решила съездить проведать Падую. Соскучилась.
И как только приехала — сразу обратила внимание на интересную разницу восприятия: поняла, что после трёх непрерывных дней в Венеции я реально отвыкла от машин! Вот как только вышла из здания вокзала в Падуе, так сразу это почувствовала и посмеялась.:) И вправду забавно. И красноречиво: когда катаешься в Венецию наездами, такого эффекта нет, конечно.:)
Главным магнитом для меня была капелла Скровеньи — один раз уже видела, но хотелось ещё. Всё-таки фрески работы Джотто, притом прекрасные. Под эту капеллу я и подстраивала визит. С билетами тут строго: покупать надо на определенный сеанс. Я брала заранее, онлайн, и обошёлся он в 16 евро. Как оказалось, в декабре можно было без этого — низкий сезон, народу мало, и я видела, что какие-то люди покупали билеты прямо в кассе. Ну, рисковать не хотелось: а если бы нет?..
Минувшим летом я ездила в Вологодскую область, в Ферапонтово, и там организация осмотра фресок показалась мне очень похожей на падуанскую. Ну да, освежив впечатления, подтверждаю: так и есть. Сеанс длится полчаса: сначала 15 минут показывают фильм про историю фресок и их реставрацию, а потом на 15 минут запускают внутрь, к оригиналам. Причём если в Ферапонтово теоретически можно задержаться (если народу немного и никто не торопит), то в Падуе всё строго: в конце сеанса звенит звонок — и до свидания!
Приятное изменение: теперь внутри можно фотографировать! В мой прошлый визит, а я была в Падуе в 2015 году, не разрешали. Ну а теперь я наверстала упущенное.:) Как обычно, наиболее очаровательными показались мне черти в сюжете Страшного Суда. Так что листайте галерею:
Других конкретных планов у меня в Падуе не было, так что после капеллы я пошла просто гулять, греться на солнышке (потому что +12 в декабре!), наслаждаться рождественской атмосферой и думать, куда бы я ещё хотела заглянуть/вернуться, какие впечатления освежить... Следующим соблазном, от которого я не отказалась, был Палаццо-делла-Раджоне (он же Дворец Разума). Это бывшее здание городского суда, тоже украшенное фресками — и есть гипотеза, что тоже работы Джотто, — но уже не религиозной, а светской направленности. Какие-то картины связаны с астрологией, какие-то просто изображают жизнь средневекового города. Правда, даже если там и вправду был Джотто, то от него мало что осталось: в XV веке в здании был пожар, и фрески погибли. Те, что мы видим сейчас — восстановленные (но тоже в XV веке, так что это не новодел). Так что листайте еще одну галерею:
Палаццо-делла-Раджоне стоит посреди городского рынка, и площади около него называются очень мило: Площадь трав и Площадь фруктов. Здесь налицо та самая преемственность поколений, за которую я люблю Италию (да и не только Италию): вот как был там рынок в 1420 году, так и остался... Я даже хотела купить там полуфабрикат для ризотто (ну, рис с добавками), который продавали на развес, но торговка весьма оживленно обсуждала с какой-то синьорой проблемы из жизни её сына... словом, мне стало лень ждать. Но зарисовка забавная: вроде центр средневекового города, а сцены — точно как у нас на Москворецком.:) Зато купила немного прошутто, брезаолы и салями у прилавка с забавной системой номерков в очереди — как в «Братьях Караваевых». Ну а прилавками с овощами и фруктами можно просто полюбоваться, они яркие и красивые.
Ещё мне хотелось зайти в университет — он сам по себе музей с кафедрой, с которой вещал Галилей, — но не повезло: в тот день вручали награды каким-то, хм, ленинским стипендиатам падуанского масштаба, поэтому университет был закрыт. Ну ладно, в принципе, не обидно: я ж там уже была. Зато ровно напротив университета стояла прекрасная рождественская елка, играла музыка и гуляли Санта-Клаусы (или, точнее, Баббы Натале?).
Ну а вот наши отношения с Прато-делла-Валле вполне тянут на трагикомедию.:) Ещё в прошлый раз мне туда очень хотелось, но от вокзала-то далеко, а Венеция отнимала много времени... короче, когда добралась наконец, был вечер, притом дождливый. Так себе впечатления. Огорчилась, но решила — ладно, в следующий раз! Ура, наступил следующий раз, и погода была отличная. Я специально рассчитала время, чтобы оказаться на Прато-делла-Валле перед закатом, чтобы, значит-с, во всей красе...
...дошла. И сразу поняла: что-то не так. Уж не знаю, постоянная это экспозиция, или мне так повезло (была суббота, может, из-за этого?), но прекрасную и вроде как самую большую площадь Италии превратили в рынок. Нет, не в милую рождественскую ярмарку, а именно в базар-вокзал а-ля Черкизон. Вокруг куча грузовиков, куча стихийных прилавков — то трусы продают, то резиновые сапоги, то какую-то рассаду... Прилагаются к этому толпы развесёлых мигрантов со скабрезными шуточками и хорошо узнаваемый амстердамский запах в воздухе. Словом, никакого очарования, и красивыми статуями фиг полюбуешься.
После такого сомнительного свидания с Прато-делла-Валле зашла в базилику святой Джустины: туда я в прошлый визит не попала, так что было интересно. Храм огромный, и строить его начали едва ли не в VI веке (разумеется, с тех пор не раз расширяли и перестраивали). И внутри — работы Веронезе.
Ну и уже в темноте дошла до базилики святого Антония Падуанского. Как раз угодила на вечернюю службу. Всё равно зашла, конечно, но как следует походить и порассматривать внутри не удалось — так, деликатно, тихонечко...
Ну и всё — пора было возвращаться (хоть и медленно, нога за ногу) к вокзалу, чтобы уезжать в Венецию.:)
Напоследок — гастрономическое впечатление: мне запомнилось, как на рождественской ярмарке в Падуе подавали осьминога. Удивительное сочетание изысканного продукта и незамысловатой сервировки! Значит-с, представьте: посреди ярмарки стоит прилавок с котлом, в котором варится много-много маленьких осьминогов. Ну, как — маленьких? С два моих кулачка.:) Как только клиент заказывает, продавец выуживает из кастрюли очередного, бросает на весы — мол, вес и цена устраивают? — потом быстро рубит на кусочки, поливает зеленым маслом и добавляет пару ломтей свежего хлеба. Всё! В соседней палатке берешь бокал просекко — и наслаждаешься жизнью. Элементарно, Ватсон.:) и очень вкусно! Единственный недостаток: осьминога рубят целиком, вместе с головой, и ее содержимое мне не понравилось: горчит. Но, вероятно, оно считается условно съедобным — иначе б не подавали так.
Бывали в Падуе? Нравится город? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: