Найти тему

Как познакомить детей с басней И.Крылова "Стрекоза и Муравей"?

Оглавление

Конспект занятия в старшей группе детского сада.

Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Задачи:

Художественная литература: Расширять представления о жанрах литературных произведений (басня). Формировать умение давать оценку действиям героев литературных произведений.

Связная речь: Формировать умение выразительно передавать диалог действующих лиц литературного произведения; использовать в речи рассуждения.

Словарь: Развивать умение подбирать слова, наиболее точно обозначающие качества объектов. Способствовать развитию интереса к значению слов.

Грамматический строй речи: Стимулировать использование разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов.

Звуковая культура речи: Развивать интерес к звучащему слову. Совершенствовать речевой и фонематический слух, чёткость дикции.

Материал: картинки с изображением персонажей басни «Стрекоза и Муравей» И.Крылова; картинки с изображением насекомых: стрекоза, муравей.

Ход занятия.

1. - Ребята, я очень люблю стихи. А вы любите стихи?

- Что вам нравится в стихах?

- Какие произведения могут быть написаны в стихах? (загадки, стихотворения, сказки).

- Предлагаю вам познакомиться с ещё одним жанром, произведения которого могут быть написаны в стихах, это – басня.

- Басни – это небольшие поучительные истории. В них высмеиваются человеческие недостатки, такие как жадность, лень, трусость. Басни могут быть написаны и в стихах, и в прозе. В баснях очень часто главными героями являются животные, они разговаривают, играют на музыкальных инструментах.

- В каких ещё литературных произведениях животные наделены человеческими свойствами? (в сказках).

- Самые известные басни на русском языке написал баснописец Иван Андреевич Крылов.

- Как вы думаете, что обозначает слово «баснописец»? Из каких слов образовалось это сложное слово?

-Послушайте басню Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей».

На доску выставляется картинка-иллюстрация к басне.

Воспитатель выразительно читает басню.

После чтения проводится беседа.

- Все ли слова в басне вам были понятны? Как вы понимаете выражение «Как зима катит в глаза»? «Помертвело чисто поле»? Что такое «мурава» («В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час»)?

- Зачем Стрекоза пришла к Муравью? О чём его просила?

Ответы детей воспитатель подтверждает словами басни.

- Что ответил ей Муравей?

- Как вы думаете, кого имел в виду баснописец Крылов в своей басне, насекомых или людей?

- Каких людей он высмеивает в образе Стрекозы?

- Каких людей подразумевает под образом Муравья?

- Кто вам больше нравится, Стрекоза или Муравей? Почему?

- Стрекоза в басне, какая? (сначала весёлая, легкомысленная, беззаботная, потом голодная, грустная).

- Каким показан Муравей в басне? (трудолюбивым, строгим, серьёзным, запасливым)

- Как вы думаете, может быть, всё-таки надо было пожалеть, приютить Стрекозу?

- Какие качества для этого надо проявить Муравью? (сострадание, милосердие).

- Как бы вы поступили на месте Муравья?

- Придумайте счастливый конец басни.

- Как назвал эту басню её автор И.Крылов?

- Как эту басню можно назвать по-другому?

Повторное чтение басни.

2. Игра с мячом «Подбери слово».

Дети становятся в круг.

- Подберите слово: стрекоза какая…. (красивая, весёлая, воздушная, легкокрылая, жизнерадостная, грустная, беззаботная, легкомысленная); стрекоза что делает… (летает, порхает, веселится, резвится, поёт, танцует, стрекочет, машет крылышками);

муравей какой…. (трудолюбивый, незаметный, заботливый, запасливый, серьёзный, строгий); муравей что делает…(работает, трудится, строит, помогает, кусается, ползает и т.д.).

Дети передают мяч рядом стоящему товарищу, называя слово-признак или слово-действие. Воспитатель меняет задание в зависимости от количества использованных возможных вариантов слов.

3. Физминутка по выбору воспитателя или детей.

4. Воспитатель загадывает детям загадки:

«Голубой аэропланчик

Сел на жёлтый одуванчик» (Стрекоза).

«На вид, конечно, мелковаты,

Построят сами общий дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом». (Муравьи)

На доску выставляются картинки с изображением насекомых: стрекоза, муравей.

Воспитатель предлагает детям самим составить загадки о стрекозе и муравье.

Примерный план составления загадки на основе сравнения:

- Какая стрекоза по размеру? (маленькая)

- На кого стрекоза похожа по размеру? (на кузнечика)

- Что особенное можно выделить во внешнем виде стрекозы? Что у неё есть? (крылышки)

- У кого тоже есть крылышки? (у бабочки).

- Что умеет делать стрекоза? (летать)

- Кто или что тоже летает? (птица, самолёт)

- Что делают стрекозы зимой? (спят).

- Кто ещё зимой впадает в спячку? (медведь).

Ответы-сравнения воспитатель записывает или зарисовывает на доске.

Воспитатель помогает детям сформулировать получившуюся загадку. Например:

Она маленькая, но не кузнечик.

С крылышками, но не бабочка.

Летает, но не птица.

Спит зимой, но не медведь.

Кто это? (стрекоза).

5. – Давайте вспомним басню «Стрекоза и Муравей» И.Крылова. На кого больше похожи её персонажи: на насекомых или на людей? (на людей).

- Чем они похожи на людей? (умеют разговаривать).

- Стрекоза приползла к Муравью и попросила:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей».

- Какой голос был в этот момент у Стрекозы? (жалобный, просящий, тихий, немного дрожащий).

- Кто хочет повторить слова Стрекозы?

Воспитатель при необходимости подсказывает строки; обращает внимание на интонационную выразительность чтения.

- Что ответил Стрекозе Муравей?

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

- Какой голос у Муравья? (спокойный, уверенный, немного строгий, твёрдый).

- Кто хочет повторить слова Муравья?

Чтение строк 2-3 детьми.

- Что ответил Муравей Стрекозе в конце басни?

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же попляши!»

2-3 ребёнка повторяют строки. Воспитатель обращает внимание на особенности интонации.

Повторное чтение басни педагогом в сочетании с договариванием строк детьми.

- Как называется эта басня?

- Кто её автор?

Воспитатель предлагает провести инсценировку басни в вечернее время или на прогулке.