Конспект занятия в старшей группе детского сада.
Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей».
Задачи:
Художественная литература: Расширять представления о жанрах литературных произведений (басня). Формировать умение давать оценку действиям героев литературных произведений.
Связная речь: Формировать умение выразительно передавать диалог действующих лиц литературного произведения; использовать в речи рассуждения.
Словарь: Развивать умение подбирать слова, наиболее точно обозначающие качества объектов. Способствовать развитию интереса к значению слов.
Грамматический строй речи: Стимулировать использование разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов.
Звуковая культура речи: Развивать интерес к звучащему слову. Совершенствовать речевой и фонематический слух, чёткость дикции.
Материал: картинки с изображением персонажей басни «Стрекоза и Муравей» И.Крылова; картинки с изображением насекомых: стрекоза, муравей.
Ход занятия.
1. - Ребята, я очень люблю стихи. А вы любите стихи?
- Что вам нравится в стихах?
- Какие произведения могут быть написаны в стихах? (загадки, стихотворения, сказки).
- Предлагаю вам познакомиться с ещё одним жанром, произведения которого могут быть написаны в стихах, это – басня.
- Басни – это небольшие поучительные истории. В них высмеиваются человеческие недостатки, такие как жадность, лень, трусость. Басни могут быть написаны и в стихах, и в прозе. В баснях очень часто главными героями являются животные, они разговаривают, играют на музыкальных инструментах.
- В каких ещё литературных произведениях животные наделены человеческими свойствами? (в сказках).
- Самые известные басни на русском языке написал баснописец Иван Андреевич Крылов.
- Как вы думаете, что обозначает слово «баснописец»? Из каких слов образовалось это сложное слово?
-Послушайте басню Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей».
На доску выставляется картинка-иллюстрация к басне.
Воспитатель выразительно читает басню.
После чтения проводится беседа.
- Все ли слова в басне вам были понятны? Как вы понимаете выражение «Как зима катит в глаза»? «Помертвело чисто поле»? Что такое «мурава» («В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час»)?
- Зачем Стрекоза пришла к Муравью? О чём его просила?
Ответы детей воспитатель подтверждает словами басни.
- Что ответил ей Муравей?
- Как вы думаете, кого имел в виду баснописец Крылов в своей басне, насекомых или людей?
- Каких людей он высмеивает в образе Стрекозы?
- Каких людей подразумевает под образом Муравья?
- Кто вам больше нравится, Стрекоза или Муравей? Почему?
- Стрекоза в басне, какая? (сначала весёлая, легкомысленная, беззаботная, потом голодная, грустная).
- Каким показан Муравей в басне? (трудолюбивым, строгим, серьёзным, запасливым)
- Как вы думаете, может быть, всё-таки надо было пожалеть, приютить Стрекозу?
- Какие качества для этого надо проявить Муравью? (сострадание, милосердие).
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Придумайте счастливый конец басни.
- Как назвал эту басню её автор И.Крылов?
- Как эту басню можно назвать по-другому?
Повторное чтение басни.
2. Игра с мячом «Подбери слово».
Дети становятся в круг.
- Подберите слово: стрекоза какая…. (красивая, весёлая, воздушная, легкокрылая, жизнерадостная, грустная, беззаботная, легкомысленная); стрекоза что делает… (летает, порхает, веселится, резвится, поёт, танцует, стрекочет, машет крылышками);
муравей какой…. (трудолюбивый, незаметный, заботливый, запасливый, серьёзный, строгий); муравей что делает…(работает, трудится, строит, помогает, кусается, ползает и т.д.).
Дети передают мяч рядом стоящему товарищу, называя слово-признак или слово-действие. Воспитатель меняет задание в зависимости от количества использованных возможных вариантов слов.
3. Физминутка по выбору воспитателя или детей.
4. Воспитатель загадывает детям загадки:
«Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик» (Стрекоза).
«На вид, конечно, мелковаты,
Построят сами общий дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом». (Муравьи)
На доску выставляются картинки с изображением насекомых: стрекоза, муравей.
Воспитатель предлагает детям самим составить загадки о стрекозе и муравье.
Примерный план составления загадки на основе сравнения:
- Какая стрекоза по размеру? (маленькая)
- На кого стрекоза похожа по размеру? (на кузнечика)
- Что особенное можно выделить во внешнем виде стрекозы? Что у неё есть? (крылышки)
- У кого тоже есть крылышки? (у бабочки).
- Что умеет делать стрекоза? (летать)
- Кто или что тоже летает? (птица, самолёт)
- Что делают стрекозы зимой? (спят).
- Кто ещё зимой впадает в спячку? (медведь).
Ответы-сравнения воспитатель записывает или зарисовывает на доске.
Воспитатель помогает детям сформулировать получившуюся загадку. Например:
Она маленькая, но не кузнечик.
С крылышками, но не бабочка.
Летает, но не птица.
Спит зимой, но не медведь.
Кто это? (стрекоза).
5. – Давайте вспомним басню «Стрекоза и Муравей» И.Крылова. На кого больше похожи её персонажи: на насекомых или на людей? (на людей).
- Чем они похожи на людей? (умеют разговаривать).
- Стрекоза приползла к Муравью и попросила:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
- Какой голос был в этот момент у Стрекозы? (жалобный, просящий, тихий, немного дрожащий).
- Кто хочет повторить слова Стрекозы?
Воспитатель при необходимости подсказывает строки; обращает внимание на интонационную выразительность чтения.
- Что ответил Стрекозе Муравей?
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
- Какой голос у Муравья? (спокойный, уверенный, немного строгий, твёрдый).
- Кто хочет повторить слова Муравья?
Чтение строк 2-3 детьми.
- Что ответил Муравей Стрекозе в конце басни?
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же попляши!»
2-3 ребёнка повторяют строки. Воспитатель обращает внимание на особенности интонации.
Повторное чтение басни педагогом в сочетании с договариванием строк детьми.
- Как называется эта басня?
- Кто её автор?
Воспитатель предлагает провести инсценировку басни в вечернее время или на прогулке.