Случается, что родители, приводя своих детей к репетитору, хотят получить от него результат не привычным способом, а чудесным. Волшебным и чудодейственным. Вот чтобы поменьше напрягаться, а в дневнике при этом чтобы только одни пятёрки были.
Поделюсь с вами сегодня совершенно дурацкой историей из личной практики.
***
Обычный отстающий мальчик пришёл ко мне пару лет назад на онлайн-уроки. Семья хотела загодя подготовить его к сдаче ОГЭ. Начало восьмого класса – очень даже ничего. Симпатично. Успеть можно. Лучше насторожиться с седьмого, но в восьмом тоже славно.
Стали заниматься.
Здоровый, нормальный мальчик. Но сырой. Пассивный, почти не говорящий, каждое слово клещами из него тащить приходилось. Алгебра в голове не начиналась, арифметика хромая на все ноги. Складывать/вычитать худо-бедно получается, а вот с умножением полный караул.
Что делают репетиторы в таком случае? Говорят: "Выучи таблицу умножения". И родителям дублируют: "Проследите, пожалуйста, чтобы ребёнок выучил таблицу умножения. Мы можем её, конечно, выучить и на уроках, но самостоятельно вам выйдет проще и дешевле".
Замечание: я знаю, что ребята загружены домашними заданиями по разным предметам, поэтому в ходе учебного года стараюсь не перегружать учеников лишними тренировками. Но когда что-то можно, нужно и даже необходимо сделать без меня, то задаю.
Обычно родители совершенно спокойно реагируют на замечания и наблюдения репетиторов. Они для этого и нанимают домашних учителей, чтобы разобраться, что, как и когда делать. А если мои рекомендации не выполняются, то нам не по пути.
Привычно диктую маме инструкции.
– А вы знаете, сколько им задают? Он по пять часов каждый день уроки делает! Когда он должен учить?!
Обратите внимание. С наездом и упрёком. Не посчитала возможным сдерживаться.
– Когда он должен учить? В начальной школе. Он уже четыре года как должен её не учить, а ей пользоваться. Не глядя и не задумываясь.
– Ладно, мы попробуем.
Проходит несколько уроков, парень такой же сырой. Нам в степени возводить, а мы пять на пять не всегда помним. А таблица умножения, которая есть на каждой тетрадке, опять куда-то запропастилась. Вместе с тетрадкой.
Задаю то же задание. Методично.
– А, может, есть какие-то другие методики? Я считаю, что необязательно её учить. Прошлый век. По-другому же как-то можно?! Мне говорили, что вы, вроде, хороший репетитор. Неужели нельзя как-то по-другому, чтобы не сидеть и не учить?!
Ну тут я уже не сдержалась совсем.
– Конечно можно. Можно всегда её при себе иметь в виде шпаргалки. Она сама выучится рано или поздно. Можно каждый день делать примеры из таблицы умножения. Вразнобой. Можно развесить её везде, на стене, на двери, перед кроватью, чтобы она всегда была перед глазами. Мнемоническими способами запоминания можно воспользоваться. Можно заучить в игре, или как стишок. Можно найти компьютерные приложения и телефонные игры, которые помогут выучить таблицу. Также можно воспользоваться японским способом умножения. А ещё складывать можно. Девять на восемь – это девять плюс девять плюс девять...
– Вы издеваетесь?!
– Это вы издеваетесь. А я отвечаю на ваш вопрос. Уже говорила, мы можем ей заняться на уроках.
Вы говорили, что это проходят в начальной школе. А мой ребёнок уже в восьмом классе. Я за это платить не собираюсь. Значит, у вас нет способа, как без умножения с учениками работать?! Тогда мы в ваших услугах больше не нуждаемся.
Смех смехом, но существуют такие родители. Они думают, что обращаясь к репетиторам, они получают иную математику, отличную от школьной, от традиционной.
И таким родителям сложно объяснить, что школьная математика построена на четырёх базовых арифметических операциях. Без них традиционный школьный материал будет освоить или очень тяжело, или невозможно.
А волшебной таблетки, чтобы не учить, но всё уметь, не существует.