Найти тему
Вкладка Избранное

Основные приёмы психологической манипуляции

Оглавление

Виды манипуляций в психологии

Лучший способ защиты от врага — знание вражеской тактики. Чтобы понять, как избежать статуса жертвы манипуляции, нужно знать, каким образом происходит воздействие.

Основные приёмы психологической манипуляции:

Газлайтинг

Фразы «Такого не происходило», «Тебе показалось».

Приём заставляет собеседника усомниться в правоте, в результате чего он перестаёт доверять себе. Цель манипуляции — убедить жертву в своей неадекватности восприятия.

Следует фиксировать происходящие события и иметь перед глазами доказательства собственной правоты: запись в дневнике, рассказ друзьям, в официальных случаях — документ, подтверждающий реальность событий. Главное, не дать манипулятору исказить вашу точку зрения, не потерять самостоятельность суждений.

Проекция

Перекладывание вины, оправдания.

Приём помогает манипулятору избежать ответственности за недостатки, которые он не желает замечать. Манипулятор проектирует ошибки и пороки на жертву, предъявляя ей обвинения.

Не следует принимать проекции на свой адрес, поскольку это приведёт к постоянной эксплуатации. Не стоит идти на сближение с провокатором: он не способен меняться и отвечать за свои действия.

Бессмысленный разговор

Большой поток бесполезной и бессвязной информации.

Способ используется манипулятором с чрезмерным эго, чтобы концентрировать всё внимание во время разговора на себе. Собеседник совершенно не приемлет мнение, отличающееся от его точки зрения, и горой несвязанных аргументов способен втоптать в грязь собеседника только за его индивидуальное и независимое мироощущение.

Борьба с манипуляцией: избегать общения с провокатором при возникновении споров. Важно уважать право людей на свою точку зрения.

Голословные высказывания

Навешивание ярлыков, поверхностное суждение, раздувание какого-либо аспекта проблемы, фразы общего характера по типу «тебя вообще ничего не устраивает».

Манипулятор, пользующийся данным методом, чаще всего не склонен к глубокому анализу, не обладает высоким интеллектом, и довольствуется неглубокими выводами, игнорируя нюансы. В спорах такой собеседник будет придираться к мелочам, навешивая ярлыки на каждую попытку аргументации.

Необходимо помнить о реальной проблеме, не реагируя на необоснованные обвинения.

Подмена понятий

Искажение контекста, превращение достоинств в недостатки, переспрашивание с окрашиванием изначального высказывания в негатив.

Приём помогает манипулятору перефразировать высказывания в свою пользу, извращая изначальный смысл фраз. Цель — выставить позицию собеседника абсурдной и оскорбительной.

Пример: «Тебе не подходит этот цвет» — «Ты хочешь сказать, что я плохо выгляжу?!».

Нужно напомнить первоначальное высказывание, попросить повторить его. Прекратить разговор, если это не помогло.

Смена темы

Встречный вопрос, встречное обвинение, перевод темы, уход от ответственности.

Приём используется, чтобы уйти от неудобного вопроса, или замять высказывание. Манипулятор, внезапно переводящий тему, не хочет быть скомпрометирован ответом, который должен дать на вопрос, и специально срывает дискуссию.

Чтобы отбить манипуляцию, нужно повторить высказывание или вопрос, не давать увести себя в сторону от первоначальной темы.

Угрозы

Необоснованные требования, ультиматумы, повелительный тон, проступающая сквозь показную доброжелательность завуалированная угроза.

Цель приёма — наказать собеседника за то, что он в чём-то не соглашается с манипулятором, ставит под сомнение его высказывания. Такой манипулятор может в шутливой форме пригрозить чем-либо за невыполнение его условий, и не готов идти на компромисс.

Как бороться: на шутливую угрозу ответить шутливым отказом подчиниться требованиям, в случае попыток манипулятора диктовать свои условия прекратить разговор.

Оскорбления

Раздувание проблемы, использование яростных выпадов с целью острой критики.

Манипулятор стремится вывести собеседника из себя, спровоцировать ответную реакцию. Оскорбляя и критикуя другого, он защищает уязвлённое самолюбие. Использование данного приёма означает, что у манипулятора закончились аргументы.

Важно не отвечать на оскорбление ответными выпадами, дать понять, что подобное обращение недопустимо, и прекратить разговор.

Дрессировка

Негативные высказывания о положительных качествах собеседника, уничижение его поступков.

Манипулятор использует данный способ с целью подчинить себе собеседника, и обратить всё внимание на себя за счёт умаления качеств окружающих. Манипулятору необходимо контролировать ближнего и не допускать того, чтобы последний оказался в лучшем положении.

Сплетни

Преследование, очернение репутации, клевета.

Данный приём может использоваться даже тогда, когда жертва не знает об этом. Манипулятор стремится разрушить репутацию другого человека, чтобы возвыситься за счёт него. В случае открытой клеветы манипулятор не стесняется следить за действиями человека, задевать его наедине и провоцировать на негативную бурную реакцию, о которой будет оповещать окружающих.

Как бороться: документировать факты, проявлять терпение и не поддаваться на провокации, постараться исключить агрессора из списка проблем и не обращать внимания на сплетни.

От любви до ненависти

Романтизация с последующим обесцениванием и презрительным отношением, переход от страсти к холодности.

Приём является распространённым в отношениях, когда манипулятор сначала идеализирует партнёра, а затем начинает пренебрегать им и избавляется от надоевших отношений. В такой ситуации каждая новая жертва всегда будет становиться объектом ненависти в итоге.

Чтобы не попасться на подобную манипуляцию ¾ обращать внимание, как человек ведёт себя с окружающими, отзывается о разных людях, какие качества проявляет в общении. Стоит выждать и не торопиться с выводами.

Триангуляция

Использование чужого мнения для подтверждения собственной точки зрения, привлечение постороннего человека в конфликт, разделение на группировки.

Приём характерен для случаев, когда необходимо вызвать ревность или неуверенность собеседника, поставить его точку зрения под сомнение. Манипулятором способен пускать ложные сплетни, чтобы поколебать самооценку собеседника, использовать необоснованные факты, собирать возле себя круг приверженцев в доказательство собственной правоты.

Как бороться: найти группу поддержки и противостоять манипулятору, помнить о ценности своей позиции.

Манипуляция чувством стыда

Указывание на недостатки, фраза «как тебе не стыдно?».

Приём позволяет отрицательно повлиять на чувство собственного достоинства жертвы, понизить самооценку. Таким способом манипулятор вырабатывает у собеседника чувство вины и собственной ничтожности.

Не стоит идти на близкий контакт с тем, к кому нет доверия. Не нужно рассказывать обстоятельства из жизни, которые могут быть использованы манипулятором для воздействия на совесть.

Чрезмерный контроль

Ограничения, изолирование, конфликты на пустом месте, повелительный тон.

Этот приём даёт манипулятору ощущение полной власти над объектом. Контроль может быть социальным, финансовым. В данной ситуации манипулятор стремится полностью завладеть жизнью другого человека, его чувствами, и при ощущении потери власти срывается по любому поводу. Это одна из тяжелых форм психологического насилия над личностью.

Как бороться: удерживать контроль над собой, отстаивать право на собственную жизнь.

Исходя из вышеперечисленного, можно выделить основные правила общения с манипулятором:

  • придерживаться логики, поскольку это слабая сторона манипулятора;
  • при необходимости поставить его в неловкое положение с помощью откровенных вопросов и уточнений, чтобы вытащить на поверхность суть его малопривлекательных притязаний;
  • дать манипулятору почувствовать себя комфортно в вашем обществе, чтобы чувство неуверенности перестало провоцировать его на манипуляции;
  • понимать, что никто не в состоянии обидеть человека, который не хочет обижаться. Манипулятор не может сделать жертву из человека, который не соглашается с этим статусом;
  • не принимать близко к сердцу неприятные ситуации и стараться следить за собственной реакцией.