Игры словами давно стали любимыми занятиями на просторах интернета.
Причем показать свою якобы грамотность, в принципе, стоит мало усилий – к вашим услугам огромный справочно-орфографический аппарат. Стоит только чуток покопаться.
Впрочем, есть и более интересные, хотя и напряжные, занятия. Например, придумать нечто новенькое и соответственно известить об этом весь мир. Когда придумывается, вернее отлавливаются, в ноосфере, как считал товарисч Вернадский, плавающие в нем мысли, зачастую по первости попадаются лишь обрывками, обломками, с которыми непонятно что можно делать.
Здесь и наступает веселое времечко для тех, кто сам придумать особо нового ничего не может или не умеет, или не желает, но вот попинать тех, кто лезет куда-то вперед слишком торопливо – это завсегда пожалуйста, тут и самоутвердиться таким способом можно.
Это первый вариант. Но не единственный, где мы сталкиваемся с подменой грамотности и интеллекта.
Грамотный или интеллектуальный?
Сегодня такой выбор кажется немного диким. Эти понятия в общественном сознании идут обычно строго сцепленными.
Но если разбираться, интеллект качество психики, присущее человеку, довольно общая способность, которое называют рассудком, разумом, пониманием, разумением и прочим.
То есть, интеллект – весьма древнее образование, изначально присущее роду человеческому.
Вспомним, что думать, то бишь осуществлять интеллектуальную деятельность, напрягать мозги тем или иным способом, человечество было вынуждено всегда. Далеко не всем человеческим индивидуумам нравилось данное занятие, очень уж трудозатратно и не у всех получается, но что делать.
А вот с грамотностью, да еще массовой, мир познакомился не так уж давно, с точки зрения вечности, умение складывать слова и предложения по правилам еще не везде из пеленок выползло.
Ведь когда Гуттенберг предъявил миру свое изобретение и то, что раньше было предметом роскоши, только для избранных, стоило огромных денег и больших затрат как труда, так и времени, вдруг стало доступным - не всем канешна, но очень многим. Сколько воплей тогда разносилось об упадке процесса поиска знаний.
Петр Первый, по всем имеющимся сведениям, писал безграмотно до оторопи, даже современные исследователи не во всем разобрались. Ну не повезло императору с учителями, дьяки сами плохо грамотой владели. Но мысли, постулаты и идеи Петра до сих пор звучат очинно актуально. А буковки и запятые нашлось кому расставить.
Плетение словес, которое теперь можно было печатать и распространять на гораздо большую аудиторию, часто переходило в словоблудие, иногда било на эмоции, иногда запутывало, даже запудрировало мозги слушателям и читателям, коих обычно было немного. Это только в 20-м веке произошло так называемое «восстание масс», была побеждена неграмотность. И то не везде.
В России общий тренд на владение буковками и складыванием отдельных слов предложение резко продвинули красные товарищи – большевики, коммунисты, сторонники Советской власти. Многие были идеалистами, энтузиастами, горели мечтой о новом и небывалом. Не все. Но дело пошло.
Уважение к печатному слову слишком долго правило бал на русско-сибирско-дальневосточных пространствах. Советское правительство уделяло огромное внимание тем, кто умел складывать буквы и слова во что-то вполне читаемое. Хотя иногда творцам это выходило боком. Но на данную тему надо говорить особо.
Необходимо отметить, что даже за обозримый период язык, в частности, русский проявил себя субстанцией постоянно меняющейся. Чтобы отследить – что, как, к чему - и прочее появилась целая рабочая когорта – прослойка между автором, текстом и читателем. Имя им легион - редакторов, еще корректоров.
Но создавать новое и править уже имеющееся - это разные компетенции.
Могучий интеллект с абсолютной грамотностью сочетается редко, это вещи не всегда релевантные.
Иначе самыми интеллектуальными были бы как раз корректоры и редакторы. Но много ли мы знаем о них?
А что говорить о тех, для кого язык всего лишь вспомогательный элемент в основной деятельности? Человек вкладывает огромные усилия, чтобы освоить профессиональные знания, которые к тому же еще необходимо пополнять и совершенствовать. Тут уж не до плетения словес и изучения правил, которые у самих филолухов вызывают большие споры.
Сегодняшний мир требует от людей Дела экономить время, силы, иногда эмоции, чтобы не заблудиться в словесных кружевах.
И тут на просторах сети выползает такая страта как граммар-наци,с наслаждением ищущая очень уж въедливо чужие ошибки. Индивиды, не способные сами создать ничего, самоактуализируются, кромсая чужие тексты и идеи.
Причем именно овладение формально грамотой позволяет особи предъявлять себя как обладателя интеллекта, таковым при этом не являясь.