Существует одноимëнная книга Б. С. Никитина, и документальный фильм, а начиная с 15 декабря 2023г. и документальный спектакль-променад в Петровском путевом дворце г. Москвы, созданный множеством творческих объединений Москонцерта. Автор и главный режиссëр спектакля - Мария Тихонова. Мероприятие реализовано с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Этот проект просветительский. Цель его состоит в том, чтобы зритель после просмотра заинтересовался биографией великого русского композитора, и ему хотелось узнать больше - он пошëл бы за книгой. Думаю, что идея создать именно такой спектакль в год Рахманинова очень хороша. Музыка этого гения звучит как в живом исполнении артистов Москонцерта, так и в аудиозаписях (имеется ввиду симфоническая музыка). Даже с производственной точки зрения это прекрасный художественный выход для создателей спектакля, и большая эмоциональная помощь для артиста.
Сквозной творческой идеей спектакля является воображаемый дневник Рахманинова, не дошедший до нас. К счастью, есть такие книги, как "Воспоминания Рахманинова", и "Воспоминания о Рахманинове".
Можно, конечно, было назвать спектакль "Если бы Рахманинов вëл дневник". Известно, что есть серия подобных книг разного авторства про Моцарта, Шумана, Генделя, Баха, Листа, Бетховена. Но данный "живой дневник" - полный различного спектра переживаний, в том числе и драматических.
"Рахманиновых" в этом спектакле несколько - разные актëры представляют композитора в разные периоды жизни. Вообще подобный постановочный приëм не нов, он встречался в спектаклях, но работает прекрасно.
Я принимала участие в "Сцене Провала первой симфонии". Это известный факт раннего периода жизни композитора: когда ему было 24 года, его первая симфония прозвучала под управлением А. К. Глазунова. Непонятно, что пошло не так, но произведение подверглось жëсткой критике и непониманию не только со стороны обывателя (сейчас бы мы восприняли это как хейт, да и тот не все чувствительные натуры могут вынести), но и со стороны корифеев музыки. Цезарь Антонович Кюи, например, в принципе был любителем попускать стрелы в кого ни попадя, и далеко не всегда справедливо. Особенно Мусоргскому доставалось. Тем не менее, Кюи сохранился на страницах истории русской музыки как композитор и музыкальный критик. Но и более интеллигентный, но непримиримый к несовершенствам Н. А. Римский-Корсаков, имевший громадный авторитет в мире музыки, работы молодого дарования не оценил. Возможно, дирижëр А. К. Глазунов, который тоже был выдающимся русским композитором, неверно преподнëс симфонию (ещë были утверждения, что произведение было как следует не готово). Но не будем на него обижаться: именно благодаря Глазунову, сохранилось немало шедевров русской классики; обладая феноменальной музыкальной памятью, Александр Константинович в точности записывал музыку различных авторов, ноты которой не сохранились (в том числе и сложную оркестровую, по памяти).
Но самым обидным являлось то, что провал своего детища Рахманинов воспринял настолько болезненно, что на два года впал в депрессию и апатию. В самую, что ни на есть настоящую, а не как сейчас: растяжимое понятие. Сцена провала изображена не натуралистично, а психоделично - так, как выглядела у композитора в голове и душе. Сама не понаслышке знаю, каково воспринимать наспех выученное своë оркестровое произведение, когда в голове оно звучит больше года (к сожалению, такое "боевое крещение" проходят многие выпускники композиторских факультетов, когда им выделяют по факту на всë-про всë по 2-3 репетиции). А наш педагог по истории оркестровых стилей, композитор Юрий Ищенко на уроке высказал своë мнение, что именно первая была лучшая из его трëх непрограммных симфоний. И Рахманинов был наказан свыше за то, что поверил в это. Кроме того, наложил запрет на исполнение. Иначе музыку могли бы выучить тщательно, и он услышал бы симфонию при жизни, хорошо сделанную. Благо, что после смерти композитора еë восстановили, исполняли, и записывали. И вот, мы имеем возможность и послушать, и включить в спектакль этот памятник русской классики.
В спектакле присутствуют различные эпизоды из жизни композитора: детство, родители, брак и венчание, сеанс гипноза, эмиграция, сорванный урок, опера Алеко и другие сцены... В контексте пьесы звучат самые известные отрывки его произведений.
Для тех, кто собирается посетить спектакль в феврале, сообщаю: в спектакле три тропы. Что это такое? Нечто вроде гид-маршрутов. Дело в том, что сцены происходят в разных залах Путевого дворца, и некоторые сцены идут одновременно. Поэтому, если вы задались целью обязательно увидеть-услышать определëнного исполнителя, спросите у организаторской команды, в какую тропу вам нужно попасть, чтобы попасть в ту сцену, где он участвует.
Подробнее о спектакле со всеми фамилиями и датами по ссылке:
https://mosconcert.moscow/meropriyatiya/spektakli/spektakl-promenad-dve-zhizni-rakhmaninova/
И да, несмотря на весь шик интерьера, искушению фотографировать во время спектакля лучше не поддаваться. Иначе можно отстать от своей тропы, а найти еë потом сложно. Путевой дворец очень запутан архитектурно, а ориентироваться по звуку неэффективно - слишком влажная акустика. И, повторюсь, сцены в разных тропах могут проходить одновременно. По той же причине лучше не опаздывать, а приходить заблаговременно. Абсолютно все артисты собираются только в финальной сцене.
А в финале спектакля одно известное симфоническое произведение очеловечивается добавлением певческой голосовой линии, переплетающейся с оркестровой партитурой. Здесь же проясняется, что же стало с дневником композитора. Подводится итог его жизни: Рахманинов состоялся как композитор, пианист, дирижер.
Кстати, если собрать из этих составляющих аббревиатуру, то получается КПД - термин, небезразличный современным людям. Три реализованных таланта, переплетаясь друг с другом, усиливают творческую производительность, хоть и отнимают немало сил. Хоть понятие это изначально научное, но в творческую жизнь активно входит (наш коллектив работает с творческой командой под таким же девизом, только в качестве аббревиатуры - три фамилии (если есть интерес - это опера "Аскет" данной команды создателей https://kviatkovskii.com/kpd)
Честно говоря, не знаю ни одного человека, кто бы не любил творчество Рахманинова. Вот даже встречала чтобы Чайковского не любили. Я имею ввиду не Цезаря Кюи, а более современных деятелей искусства (конечно, вряд ли такого масштаба, что проверяется временем). Хоть и говорят, что всем не угодишь, но, видимо, есть исключения: Сергей Рахманинов прочно занял место любимца меломанов не только в России, но и в мире. И биография его настолько богата и интересна, что оставляет и дальше простор для фантазии литературных, театральных, музейных, кинематографических и других творческих идей.
Больше фото спектакля здесь:
https://riamediabank.ru/story/list_322395210/