Они познакомились в театре на Таганке за два года до его трагической смерти. Высоцкому - 40, Афанасьевой - всего 22. Но несмотря на разницу в возрасте, последняя станет для легендарного артиста единственным на тот момент утешением, тихой гаванью, облегчившей тяжелый финал его жизненной истории.
Как же складывался их роман, и что Афанасьева спустя годы говорила про Владимира Семеновича?
"Ты что, дура? Кто же от Высоцкого нос воротит?"
Искра между ними вспыхнула сразу. Точнее у него, пылкого и страстного - все произошло в один момент, а вот она - судьбоносной встречи значения не придала, мол, "Высоцкий и Высоцкий, сколько у него таких же, как я - сотни, тысячи, к тому же я тоже непростая, божеством он для меня не был". Владимир Семенович с ходу пошел в наступление. Даже телефонный разговор тут же прервал, как только увидел выразительные и глубокие глаза Оксаны. Последняя вспоминала:
"Познакомились мы случайно. Я тогда уже работала на Таганке. Зашла в администраторскую, нас буднично представил Яков Михайлович Безродный: "Знакомьтесь, Володя, это Ксюша. Ксюша - это Владимир Семенович". Володя тут же бросил трубку - с кем-то увлеченно беседовал по телефону. И сходу выпалил: "Вы куда после спектакля? Давайте подвезу".
Ни о какой влюбленности со стороны Афанасьевой речи не было. Просто женское любопытство. Как говорится, "куда это все приведет". Встретились у входа на Таганке, а там тот самый серебристый "Мерседес".
"Крышу от его автомобиля, как у многих девушек мне не снесло. Я вообще на это внимания не обращала. Володя был человеком известным, но я тоже выросла в доме, где всегда были интересные люди. Так что он меня ничем не удивил. К тому же все знали, что он бабник и алкоголик"
Ну естественно, долгое время ломалась. Высоцкий и так заходил, и эдак - и в ресторан звал, и на "Гамлета", а Афанасьева ни в какую. Потом вмешались подруги:
"Ты что, дура что ли? Кто же от Высоцкого нос воротит. Его хотят все женщины Советского Союза, не говоря о том, чтобы просто с ним поужинать". А потом что-то екнуло во мне. В голове промелькнула мысль: "Действительно, что это я. Просто интересно с ним будет поужинать". Поэтому и поехала к нему. Он меня накормил печенкой"
Великий охмуритель
Долго ухаживать Высоцкому не пришлось. Никогда в принципе не приходилось. Брал, что называется, харизмой, природным магнетизмом. Но ухаживал красиво. Был внимателен к деталям.
"Володя был великим охмурителем. Харизма такая.... Сражала наповал. Заботился, постоянно звонил. Если говорил, то делал. Я девушкой была самодостаточной, небедной . Но как только закрутился у нас роман, он сразу взял меня под свое крыло. С ним я перестала в чем-то нуждаться. Он сам пересадил меня на такси, говорил: "Нечего на автобусе ездить, чтобы тебя там зажимали".
Сама никогда ничего не просила. Но он меня обувал, одевал. Заботился в общем. Даже холодильник мне купил - редкая вещь в то время. Но для него ничего невозможного не было. Даже в свое время мне хотел приобрести красную спортивную машину, чтобы все видели, как я рассекаю. Любил себя сильно, и цену себе знал. Сказал мне как-то: "У меня все должны быть лучшее: "и машины, и бабы""
Современные психологи сегодня бы сказали: "Типичная модель отношений: "папа дочка" только с любовным подтекстом". Но возлюбленных это устраивало. Афанасьеву даже не смущал тот факт, что Высоцкий был женат - "благо" жена была далеко - в Париже, а Владимир Семенович наведывался к ней нечасто. Да и самой Марине Владе было, видимо, "нормально" о романе на стороне своего мужа ей было известно, но скандалов она не устраивала.
Ну и, конечно, измены
Думать, что Высоцкий был верен одной женщине, даже той которую любил, мягко скажем, легкомысленно. Вот и, по словам Афанасьевой, Владимир Семенович, находясь в отношениях с ней, несколько раз ходил на сторону. Но это было очевидно не по любви - а так очередная ночь, с очередной красивой женщиной.
"Я как-то приехала к нему на квартиру. Всюду грязь жуткая, бедлам, все разбросано. В одной комнате спит Даль с какой-то женщиной, в другой Володя. Только из его комнаты какая-то полуголая женщина вышла, вся потрепанная. Ну и поговорила с ней по-женски. Сказала жестко: "Даю полтора часа, квартиру выдраить, всю грязь отмыть, и вас... тут не должно быть". Вернулась - квартира блестит. А Володя потом извинялся. Больно было жутко. Но простила."
Высоцкий действительно был таким, "ходком" по женщинам. Но Афанасьеву искренне любил. Вероятно, на контрасте с другими. Ведь даже мелочи в ней - простые, женские - его в ней удивляли.
"Я просто постель заправила утром после ночи с ним. А он вытаращил на меня глаза и сказал: "Послушай, ты первая, кто это сделала". Пользовались им все. А я искренне его любила. Не его славу, а как человека. Поэтому он, зная о скорой своей смерти мне сказал: "Разведусь с Мариной, хочу, чтобы ты стала моей женой". Хотел, чтобы моя фамилия была у него в паспорте. Детей даже хотел, но рожать от него боялась - кто знает кто от наркомана мог родиться".
Последний год, как в аду
Последний год стал для Афанасьевой испытанием. Высоцкий работал на износ, увеличил дозу наркотиков, здоровье зашаталось еще сильнее. Сам артист, предвкушая скорую кончину, говорил:
"Если я сдохну, жаль только Ксюху. Я ведь для нее и отец, и любовник"
А смерть действительно дышала уже в спину. Во время гастролей по Средней Азии Афанасьевой пришлось срочно лететь к Высоцкому. Клиническая смерть. Благо удалось спасти. Но это была лишь агония. Марина Влади вспоминала:
"Когда откачивали Володю, Оксана была рядом с ним. И как только тот пришел в сознание, первое что он сказал: "Я люблю тебя". Поверьте, он такими словами не бросался. Значит действительно любил"
Афанасьева поделилась деталями спасения Высоцкого:
"Я влетела в комнату, а там врач в панике, не знает что делать. Говорит: "Умер, умер". Я сильно надавала ему по морде и заставила делать хоть что-то. Делала ему искусственное дыхание".
За кадром их счастливого романа оставались не только наркотики и клиническая смерть артиста, но и дикие запои, с которыми молодой девушке приходилось мириться. Тащить на себе "тело" артиста - не самый приятный опыт. Но такова была жизнь Высоцкого без прикрас.
"Он напивался. Доводил себя до состояния животного. Говорить не мог вообще. Почему терпела? Потому что отдавала себя в жертву. Он был нужен всем здоровым, известным Володей Высоцким. А пьяное тело - нет. И даже в такие моменты он находил в себе силы мне говорить - не про алкоголь, а про наркотики: "Узнаю, что попробовала - убью, собственными руками, поняла"".
Владимир Семенович чувствовал скорое приближение смерти. А все в окружении как будто бы пребывали в иллюзиях:
"Володя будет жить вечно, что с ним может случиться, это же Высоцкий".
Но образ жизни, стрессы взяли свое.
"В тот день он мне сказал: "Сегодня я умру". - "Не говори глупости, Володь", "Это вы все глупости говорите, а я нет". Он отправил меня спать, потом лег и сам. В эти три часа он и умер"
Сейчас Оксана Афанасьева замужем за актером Леонидом Ярмольником, но про Высоцкого всегда говорит: "Он был моей настоящей любовью".
Вот такая история любви. Трагичная и запоминающаяся.