Найти тему
АиФ – Северный Кавказ

Верили лишь своим ушам. Как в Ставрополе выявляли лучших пианистов России

Оглавление
   На конкурс приехали больше ста ребят из различных регионов России.
На конкурс приехали больше ста ребят из различных регионов России.

Творчеству русских композиторов был посвящён Открытый всероссийский конкурс юных пианистов «Кульминация», который прошёл в предыдущие выходные в Ставропольской детской музыкальной школе №1. В прошлом году она стала участницей нацпроекта «Культура» и обновила свою материальную базу.

Теперь учреждение, в котором начинали свой музыкальный путь такие уже известные миру юные виртуозы, как Елисей Мысин и Эмиль Волков, может достойно принимать мероприятия федерального уровня.

Стал «Кульминацией»

Конкурс юных пианистов проводится в школе уже лет 30, но впервые он стал открытым всероссийским, говорит директор Василий Комаров. С юными исполнителями Ставропольского края соревновались пианисты из Усть-Джегуты, Калининграда, Санкт-Петербурга, Антрацита – более 100 учащихся 2-9 классов музыкальных школ и школ искусств.

«Конкурс такого уровня и масштаба, конечно же, не мог быть без названия. Мы долго подбирали ему имя. Хотелось найти ëмкое слово, которое отражало бы суть музыкального состязания и было на русском языке. Это непросто, так как музыканты чаще всего используют итальянские термины. И вдруг вспомнили - «Кульминация»! В музыке так называют самый эмоциональный момент мелодии. И сразу всë стало на свои места, ведь без эмоций, без кульминации никак нельзя исполнить даже самую небольшую и простенькую мелодию», - рассказал руководитель учреждения.

Чтобы конкурс был интереснее, организаторы предложили новые правила: сыграть не просто этюд плюс что-то из полифонии или крупной формы, а выступления посвятить творчеству русских композиторов.

   Для некоторых ребят это было первое выступление перед широкой публикой. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Лана Светличная
Для некоторых ребят это было первое выступление перед широкой публикой. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Лана Светличная

После торжественного открытия конкурса участники прошли процедуру жеребьёвки. На сцену выходили под номерами, без объявления фамилий.

Второклассница Роксана Афян очень боялась выходить к роялю первой, хотя играла в своей музыкальной школе.

«Скорее всего, это сказалось на выступлении Роксаны, на внутришкольном конкурсе ей было проще, а тут пришлось играть перед большой публикой, - объяснила её преподаватель Татьяна Комарова. - Но это лишь означает, что нам предстоит работать и в этом направлении. Тем более что это было первое выступление. Будем теперь объяснять, что порой открывать конкурс гораздо легче, чем волноваться, ожидая своей очереди. Серьёзный музыкант должен быть готов ко всему и в любое время».

Репертуар для каждой из возрастных групп подбирался отдельно, с учётом степени мастерства в освоении инструмента.

«За это мы очень благодарны нашему замечательному преподавателю Людмиле Даниловне Тихомировой. Она очень опытный, грамотный педагог, которая помогла раскрыться многим талантам. Именно в её классе учились наши музыкальные звёзды - Елисей и Эмиль», - добавил Василий Васильевич.

Несколько странице Людмиле Тихомировой посвятят в сборнике нотного репертуара с конкурса этого года и предыдущего, который собирается издать школа.

«Это будут и какие-то биографические рассказы о ней и её учениках и много фотографий», - обещает директор.

На 10 баллов

Оценивали мастерство юных талантов по десятибалльной шкале директор ДМШ №1 Василий Комаров и профессора Волгоградской консерватории имени П. А. Серебрякова Инна Безуглова и Елена Наумкина.

«Наша школа на особом счету. В мае этого года ученики ДМШ №1 в составе 80 человек выезжала в Волгоград на конкурс исполнительского мастерства «На волжских берегах». Домой наша делегация привезла много наград, среди которых 13 первых мест в различных номинациях. Кроме того, школа получила Гран-при. Поэтому, когда мы пригласили профессорско-преподавательский состав волгоградской консерватории в жюри нашего конкурса «Кульминация», предложение было принято безоговорочно», - рассказал Василий Васильевич.

Прослушивания конкурсных выступлений были «слепыми» - члены жюри находились в зале, но за огромным баннером. А потому в честности выставляемых оценок не сомневался никто.

   Мастерство юных музыкантов оценивали волгоградские профессора. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Лана Светличная
Мастерство юных музыкантов оценивали волгоградские профессора. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Лана Светличная

Основными критериями были уровень владения инструментом, техническое мастерство и художественное исполнение выбранных произведений. Обращали внимание также на культуру звука, фразировку и интонации. Участники имели право подать заявку в несколько групп - в свою и выше классом. Этим правом воспользовались несколько конкурсантов и блестяще отыграли обе программы. Несколько ребят получили заветные «десятки» в обеих группах.

Ставрополь зовёт

Открытый Всероссийский конкурс юных пианистов завершён. Но впереди новые музыкальные состязания, которые помогают юным музыкантам вырасти в исполнительском мастерстве и открыть новые горизонты. Уже весной будущего года Ставропольская музыкальная школа №1 примет крупный конкурс регионального значения. В нем будут состязаться учащиеся духовых и ударных отделений. Причём конкурс-фестиваль будет рассчитан не только на учащихся музыкальных школ, но и на студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

«Обычно для музыкантов фортепианного, струнного и вокального отделений больше возможностей для выступлений. А духовики и ударники всегда находятся немного в тени. Есть, конечно, масштабные состязания, как Международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей имени Ю.Н. Должикова, который проводится в Москве. Кстати, в этом году там завоевали II и III места два наших ученика - Дарья Шматченко и Тимофей Титкин. Есть и ростовский конкурс.

Но ниже рангом мероприятий просто по пальцам пересчитать. Поэтому когда мы анонсировали новый профильный конкурс «Дыхание музыки» для молодых музыкантов духового и ударного отделений, то даже услышали от организатора и вдохновителя московского конкурса Эллы Должиковой: «Мы ждали, когда Ставрополь нас позовёт». Уверен, что много музыкантов откликнется на наше предложение - уже о своём участии заявили астраханцы и волгоградцы, - поделился планами Василий Комаров.

   Конкурс вышел за пределы школы. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Лана Светличная
Конкурс вышел за пределы школы. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Лана Светличная

По его словам, новые возможности для школы открыло участие в нацпроекте «Культура», благодаря которому появился современный рояль, духовые инструменты и много других новинок.

Справка

По национальному проекту «Культура» в 2022 году в музыкальную школу №1, школы искусств №2 и №5 Ставрополя поступило более 20 инструментов: пианино, рояли, синтезаторы, ксилофоны, баяны, аккордеоны, скрипки, домры, саксофоны и флейты, - а также компьютерное оборудование.

Кроме того, обновлена мебель, около 1 тыс. учебников по сольфеджио и музыкальной литературе. До этого ребята занимались на инструментах, которым было по 40 с лишним лет.

Изначально нацпроект был рассчитан до 2024 года. На Ставрополье благодаря ему собирались укрепить материально-техническую базу 34 детских школ искусств и 2 колледжей. Сейчас эта программа продлена до 2030 года.

Всего по России музыкальными инструментами, учебниками и оборудованием уже оснастили 610 школ искусств в 68 регионах. Капитальный ремонт за последние два года сделали в 274 зданиях.