Найти тему
История и культура Евразии

Борис Иванович Ковзан: единственный лётчик, совершивший четыре тарана и выживший

Борис Иванович Ковзан (7 апреля 1922 — 31 августа 1985) — советский лётчик-истребитель 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, заместитель командира полка. Полковник запаса, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в воздушных боях четырежды таранил самолёты противника. Единственный в мире летчик, который совершил 4 воздушных тарана и остался в живых. Восстановившись после потери одного глаза в результате ранения, продолжал воевать и сбивать вражеские самолёты
Борис Иванович Ковзан (7 апреля 1922 — 31 августа 1985) — советский лётчик-истребитель 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, заместитель командира полка. Полковник запаса, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в воздушных боях четырежды таранил самолёты противника. Единственный в мире летчик, который совершил 4 воздушных тарана и остался в живых. Восстановившись после потери одного глаза в результате ранения, продолжал воевать и сбивать вражеские самолёты

Жизненный путь

Родился в городе Шахты Ростовской области. Окончил школу в городе Бобруйске Могилёвской области Белорусской ССР. Увлекался авиамоделизмом. В Красной армии с 1939 года. Окончил Одесскую военно-авиационную школу. В 1939 году вступил в ВЛКСМ.

На фронтах Великой Отечественной войны с первых месяцев 1941 года. 24 июня 1941 года в битве за Гомель на истребителе И-15 бис пулеметным огнем сбил многоцелевой бомбардировщик Дорнье 215. С октября 1941 года воевал в составе 42-го истребительного авиационного полка Тульского района ПВО, принимал участие в битве за Москву. Приходилось вылетать и на штурмовку противника. 29 октября 1941 года в районе Зарайска первый раз таранил «Мессершмит-110» так как у него закончилось топливо. Ковзану удалось посадить поврежденный самолёт у деревни Титово Зарайского района Московской области. Отремонтировав самолет в местной кузнице, вернулся к своим.

Мессершмитт Bf.110 — двухмоторный тяжёлый истребитель на службе Люфтваффе во время Второй мировой войны, в дальнейшем был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель
Мессершмитт Bf.110 — двухмоторный тяжёлый истребитель на службе Люфтваффе во время Второй мировой войны, в дальнейшем был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель

21 февраля 1942 года при прикрытии участка Валдай — Вышний Волочек (Демянский котёл) на истребителе Як-1 протаранил многоцелевой самолёт Юнкерс-88. Совершил жесткую посадку в окрестностях Торжка.

9 июля 1942 года в бою под Новгородом на МиГ-3 в бою с двумя немецкими самолётами совершил таран истребителя Мессершмит-109. Немецкий летчик разбился. Ковзану удалось посадить самолёт близ Любницы (Валдайский район Новгородской области).

13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан в воздушном бою подбит, получил ранение глаза. Ковзан направил самолёт на бомбардировщик. Ковзана выкинуло из кабины. С высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом упал в болото, но выжил.

Таким образом Ковзан 4 самолёта сбил тараном. После этого больше не летал.

После войны в 1954 году закончил Военно-воздушную академию.

С 1958 года в запасе. Жил в Рязани. Затем полковник в отставке Ковзан жил в Минске.

Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Почтовая марка России 2014 года.  (ЦФА [АО «Марка»] № 1818)
Почтовая марка России 2014 года. (ЦФА [АО «Марка»] № 1818)

Будет интересно почитать:

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!