В прошлом месяце довелось послушать лекцию Константина Корепанова "Мысли о воспитании патриотизма".
Для тех, кто не знает, Константин Корепанов - священник из Екатеринбурга, клирик Свято-Троицкого собора, ведет большую просветительскую работу: с его участием записано множество бесед на богословские темы.
Но вернемся к лекции. Тема была навеяна отцу Константину его встречей с педагогами, где обсуждалось, как воспитывать в детях патриотические чувства. В основном все сказанное вписывается в классические представления о любви к родине. Рекомендую тем, кому близка подобная проблематика, послушать и составить свое личное мнение, в конце концов просто интересно, как отец Константин рассказывает.
Я же хочу заострить внимание на вступлении к лекции, которое меня удивило. Начнем с того, что уважаемый священнослужитель вызвался читать лекцию не по религиозному вопросу. Патриотизм - все-таки гражданское понятие. Есть, кстати, много верующих людей, осуждающих патриотизм, вернемся к этому позже. Но если служитель культа считает, что ему есть, что сказать на волнующую общество тему, то надо как-то оглядываться на то, в какой ситуации находится страна и не навредят ли ей подобные высказывания.
Итак, процитирую начало лекции:
"Собственно патриотизм так и понимается - любовь к своей родине. Все же просто, и в то же время все очень сложно. Потому что и слово любовь, и слово родина каждый понимает по-своему. Или как кто-то когда-то сказал: у каждого из нас своя родина".
Французские патриоты (а где же российские?)
Далее священник рассказывает про статью "Патриотизм" на Википедии:
"там есть фотография, которая меня заинтересовала. Фотография памятника студентам инженерного училища, французским, парижским, погибшим при защите Парижа в 1814 году. Помните, что это такое было? 1814 год - это русская армия вместе с союзниками загнала Наполеона, берет Париж и его арестовывает. Для всей Европы и в первую очередь для России - это освободительный поход для того, чтобы прекратить самоуправство Наполеона. А для жителей Франции, для жителей Парижа защита своего города - это патриотический акт. Мы воспринимаем это как замечательные действия, а они сражаются за свою родину..."
Так, подождите. Вы сейчас точно рассказываете о том, как учителям воспитать в российских детях любовь к России или про то, что "у каждого своя родина"? И у врага в том числе.
Вообще для взрослого здравомыслящего человека, это понятно и очевидно: сражаются граждане двух стран, каждый из них защищает интересы своей, и там, и там есть патриоты.
Но стоит ли смещать фокус учительского (и детского) внимания сейчас на это? Какие идеи вы хотите этим примером в детей вложить? Вы же в сейчас не о гуманизме лекцию читаете?
Вы можете себе представить, чтобы во время Великой Отечественной Войны педагог в беседе с детьми о патриотизме продвигал (намеками или прямым текстом) такую мысль? Что вот, мол, советская армия берет Берлин, для нас это "замечательные действия", но ведь его защищают немецкие патриоты, они "сражаются за свою родину"... Что-то мне подсказывает, что таким учителем быстро бы заинтересовались. По сути в условиях военных действий это работа на врага.
Американские патриоты (а про патриотов России расскажете?)
Далее Константин Корепанов приводит еще один пример, на мой взгляд, еще более странный и даже абсурдный.
"Эпизод мировой истории. 1775 -1783 годы. Очень интересные события происходят на другом континенте. Никаких Соединенных Штатов еще нет, есть просто американские колонии, которые подняли мятеж против своей метрополии, т.е против Британской короны с тем, чтобы от нее отсоединиться... И защитники этих бывших колоний, собственно американцы, в том числе чернокожие, сражаются за свою родину. Но вообще-то это часть Британской империи, до этого времени подчиняющаяся Британской короне и выплачивающая британской королеве или королю соответствующие налоги.
Но меня волнует судьба обыкновенного человека в эту эпоху. Вот затесался там несчастный христианин, еще и не дай Бог, православный. И думает он: а мне за кого сражаться? Местное население вообще-то краснокожие, все, кто сражается против английской колонии - они называются американцами и патриотами. Но вообще-то они бунтуют против своей королевы и создадут замечательное свободное государство. Английские солдаты, устраивающие поножовщину в американских деревнях, сжигающие заживо порой людей в церквях - они исполняют свой долг и присягу, сражаются за свою королеву.
Мне, бедолаге, за кого сражаться? Вот я попал случайно туда, приехавший русский православный христианин. Мне на чью сторону вставать? Где родина?"
Не могу удержаться от цитаты из фильма Брат-2: "Где твоя родина, сынок? Сдал Горбачев твою родину американцам... Сегодня родина там, где з*дница в тепле, и ты лучше меня это знаешь".
Но если серьезно, то пример с православным русским, случайно попавшим в мясорубку американской войны за независимость, абсолютно не уместен и к патриотизму никакого отношения не имеет. Родина этого "бедолаги" - Россия, как ни крути. А попав в условия боевых действий в чужой стране, он будет не свою родину защищать, а выживать как-то. И для чего надо было этот пример приводить?
Кстати, об упомянутом в этой цитате "замечательном свободном государстве" США. Я смутно представляю себе, чтобы в Америке или, допустим, в Израиле детей так воспитывали патриотизму: мол, вы любИте свою родину, но знаете ли, и враги, с которыми наша страна сражается, тоже патриоты и тоже любят свою родину, тут, видите ли, все сложно...
Зачем такое говорить детям, когда ты хочешь развить в них гражданские чувства? Не смирение и всепрощение, а способность защищать свою страну (в перспективе).
Предатели - тоже патриоты?
Наша страна, любовь к которой лекция призвана пробудить, пребывает в сложной ситуации и участвует в военном конфликте. И в этих обстоятельствах детям можно было бы дать довольно четкие определения гражданских понятий. Но вместо этого батюшка, на мой взгляд, началом лекции вносит смуту: знаете, не все так просто, там, мол, тоже патриоты против нас воюют, свою родину защищают... И так лукавенько, издалека, намеками, я, дескать, ни на что не намекаю, просто информация к размышлению...
Вы уверены, что эта информация поможет развить в детях чувство патриотизма? Вы же это ставите целью данной беседы? Это уместно в сегодняшней обстановке?
Ведь если развивать мысль Константина Корепанова, то и генерал Власов был патриот. Русская Православная Церковь Заграницей, например, реабилитировала его и чуть ли не героем считает. Вот что пишет зарубежный Синод:
"На вопрос: "Был ли генерал А.А. Власов и его сподвижники предателями России?", мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято, – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России. Германия рассматривалась "власовцами" исключительно как союзник в борьбе с большевизмом".
Эти утверждения вполне вписываются в концепцию отца Константина о том, что у каждого своя родина.
Повторю свой риторический вопрос, вы там точно помогаете учителям патриотическую основу закладывать в молодое поколение?
А то история нашей страны знает примеры и священников-коллаборационистов, и тех, кто поддерживал РОА Власова. А демагогию на тему того, "что считали родиной" Власов и его приспешники, можно разводить долго, простор для болтовни тут большой.
Но, может, не стоит вносить путаницу в еще не сформировавшиеся детские умы? И лучше им, как гражданам России, объяснить, кто есть пособник врага и предатель?
Примеров современных российских патриотов не будет
Еще одно наблюдение относительно этой лекции Константина Корепанова. В какой-то момент мне пришлось посмотреть описание видео, чтобы убедиться, что запись относительно новая, в том смысле, что сделана уже после 2022 года. Просто меня не покидало ощущение, что все это произносилось не в сегодняшней обстановке, а лет 5-10 назад, в более мирные времена. Ни одного упоминания об СВО. О французских патриотах, об американских - да. Косвенно полунамеком упомянуты сбежавшие в Верхний Ларс, как пример того, что их можно понять - люди умирать не хотят. И ни одного примера патриотизма тех, кто не сбежал, а исполнил свою присягу и служит родине. Это, извините, точно лекция о патриотизме?
Я подозреваю, что уважаемый священник скорее всего не поддерживает цели и задачи спецоперации. Мною, конечно, не все его лекции прослушаны, но за последние месяцы мне не попалось ни одного его видео, где бы упоминалось о ситуации на Украине. Ну не поддерживает и не поддерживает. Кто я, чтоб судить? Имеет право.
Я гражданин Небесного Царства
Ведь значительная часть христиан вообще считает патриотизм злом. Вот некоторые комментарии под видео с этой лекцией, для иллюстрации чувств отдельных верующих:
"По сути патриотизм - это грех, это идолопоклонство, люди, т.е. патриоты создают из своей страны идола и кумира".
"Не войдёте вы в Царствие Небесное, пока для вас государство, страна - родина".
"Говорил ли что-нибудь Христос о патриотизме? Если да, что?"
Есть в религии такое направление как уранополитизм. Оно утверждает главенство Божественных законов над земными и примат Отечества Небесного над Отечеством земным. То есть когда Отечество для христианина не страна, где он родился или вырос, а Небо. Христианин не гражданин своей страны, а гражданин Царства Небесного.
Для адептов этого учения наш, земной патриотизм неприемлем. И этим очень удобно оправдывать нежелание участвовать в жизни своего государства. Я, мол, не гражданин России, я гражданин Неба, и ничего вам тут не должен, и никакие интересы ваши я защищать не подписывался.
Горячим поклонником этого учения был отец Даниил Сысоев. Он много написал на эту тему.
И кстати, уранополиты не считают Власова предателем. Процитирую отца Даниила: "согласно Библии, государственная измена не включена в список грехов. Так что обвинять Власова в предательстве с точки зрения Библии неправомерно".
Сугубо хочется пожелать сторонникам этой теории быть последовательными: не звоните в полицию, если на вас нападут хулиганы, не обращайтесь в суды, не ищите защиты у государства, гражданином которого вы, получается, являетесь лишь формально. Сдайте паспорт и идите жить в лес. Вы ж на самом деле небесный гражданин, вот туда и направляйте в сложной ситуации свои запросы и жалобы. И тогда никаких сложностей с определением патриотизма и любви к родине в ваших головах возникать не будет.
Но от детской аудитории сторонникам этих идей, на мой взгляд, лучше держаться подальше.
⬇️Статья о сбежавших релокантах. "Испуганные патриоты" среди моих знакомых ⬇️