Найти в Дзене
l’ art de vivre

«Чушпан ли я или право имею?»: 14-летние «герои» твоего двора

Краткий экскурс в историю казанского феномена с новым сериалом Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте», вдохновленным книгой Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»

«Слово пацана. Кровь на асфальте», пожалуй, самая резонансная криминальная драма за последние несколько лет: с одной стороны, она тронула сердца тысячи людей, а с другой - породила насилие среди подростков. Пока Роскомнадзор проверяет сериал на соответствие традиционным ценностям, стоит и нам разобраться в «универсамском феномене». 

Действия происходят в конце 1980-х, люди слушают «Ласковый май», готовятся к переменам и верят в светлое будущее. Казалось бы, как в такое время на улицах может процветать беспредел? Однако, где новый режим, там и и полный хаос: подростки перестают верить в партию и создают новые идеалы, которые, как оказывается в дальнейшем, приведут их на дно. 

Встреча главных героев «Слова пацана», 14-летних Марата (Рузиль Минекаев) и Андрея (Леон Кемстач), происходит в автобусе, где первый, член банды «Универсам» и брат легенды улицы по кличке Адидас (Иван Янковский), решает развести «чушпанов» на деньги. Андрей, примерный ученик, пианист и гордость мамы, на провокацию не поддается, за что и получает в глаз. На этом их пути должны бы были разойтись, но волей судьбы преподавательница английского просит Андрея подтянуть знания одного слабого ученика, которым впоследствии оказывается Марат. Так и начинается эта странная, но, пожалуй, очень искренняя и настоящая дружба двух максималистов, верящих в идеалы и силу «слова пацана». 

Уже с первых серий зрители окунаются в атмосферу криминала, жестокости и смертей. Создатели сериала с каждым последующим эпизодом все больше развенчивают «бандитскую романтику» и показывают пороки того времени, как бы говоря, что счастливого конца у такой истории не может быть, ведь «зло порождает зло». 

Помимо сюжетной задумки надо отдать должное идеально подобранному касту: в сериале есть как и полюбившиеся уже зрителю Иван Янковский и Сергей Бурунов, так и новые лица - Леон Кемстач и Анна Пересильд. Несмотря на небольшой опыт, к их актерской игре вопросов не возникает. Даже «королева драмы» Юлия Александрова, в чьем таланте многие зрители сомневаются, в этот раз справилась на все сто: невольно проникаешься симпатией к несчастной матери-одиночке, пытающейся вернуть сына на путь истины. 

Казалось бы все в сериале идеально: трудные герои, отстаивающие свои идеалы; достоверная атмосфера Казани конца 80-х с её старенькими автобусами, панельными домами, домами культур и местом сбора местных банд - коробками и «спортивными клубами». Тем не менее, многие подростки восприняли сериал буквально и решили пойти по стопам Адидаса и группировки Универсам. Есть ли в этом вина авторов сериала - вопрос спорный, ведь с первых минут сериала зритель понимает: нет ничего хорошего в этих группировках, гибнут дети, у которых вся жизнь впереди, а страдают в первую очередь их близкие. 

Татарстан конца 80-х в «Слове пацана» - занимательная, но кровопролитная история потерянного поколения, которое не понимало, куда двигаться дальше и не имело никакой противоборствующей силы. Зрители не надеятся на счастливый конец у так полюбившихся им героев, они наблюдают реалистичную криминальную драму, создатели которой прямым текстом говорят: каждый извинится за пролитую кровь, даже если «пацаны не извиняются».