Найти тему

«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»: СБРАСЫВАЕМ МАСКИ или ЧТО НЕ ТАК С ОГУРЦОВЫМ?

Казалось бы, чего проще снять веселую, новогоднюю комедию? Тогда почему, несмотря на множество вышедших за полвека фильмов, мы продолжаем смотреть «Карнавальную ночь»?

Музыкальная комедия Эльдара Рязанова – не просто кинохит. Не просто комедия, которая собрала миллионы просмотров. Не просто фильм, который цитируют и знают наизусть миллионы людей. Эта легкая, игровая, динамичная, смешная кинолента и сегодня остается актуальной.

Фото из архива Киноклуба "Эльдар"
Фото из архива Киноклуба "Эльдар"

Эльдар Александрович писал: ««Карнавальная ночь» представляла собой, по существу, сценарий эстрадного кино-представления. Едва прочерченный сюжет служил нехитрым стержнем для связки концертных номеров. Вместо живых людей, вместо выписанных характеров сценарий населяли маски. Огурцов – маска тупого бюрократа; героиня фильма Леночка Крылова – маска оптимизма и жизнерадостности; влюбленный в Леночку электрик Гриша – маска робости и застенчивости. Между тем, эти «маски» действовали не в «комедиа дель арте», а в современной реалистической среде с ее конкретными социальными и жизненными проблемами».

Фото их архива Киноклуба "Эльдар"
Фото их архива Киноклуба "Эльдар"

А теперь перейдем к одной из любимых тем, связанных с «Карнавальной ночью», к «огурцовщине». Здесь, конечно, сразу хочется вспомнить Гоголя и его «Мертвые души» с галереей образов-пороков русских помещиков: Плюшкина, как синоним скряги и скупости, бездельника Манилова, безответственного гуляку, человека без моральных ценностей Ноздрева, глупую и меркантильную Коробочку, грубого Собакевича.

Так что же «не так» с Огурцовым? Что сам Рязанов думал про этот образ, создавая его? «…Огурцов неутомим, он появляется везде и всюду – непоседливый, энергичный труженик. Огурцов …. весь в движении, контролирует, активно вмешивается, советует, дает указания на местах…. Он открыт и прост, наш Огурцов совсем не честолюбив. Он демократичен без панибратства и фамильярности…. Правда, может быть, кое-кому наш портрет покажется не полным, и кое у кого будет вертеться на языке старое, простое и точное слово – дурак…».

Фото из архива Киноклуба "Эльдар"
Фото из архива Киноклуба "Эльдар"

И Рязанов в своем фильме очень тонко, с юмором и иронией, показывает, что если пассивный дурак не опасен, то активный, услужливый, обуреваемый жаждой деятельности дурак – это подлинное стихийное бедствие!

Так как же «Карнавальная ночь» устареет, если ее образы невероятно актуальны и сегодня? Мы ежедневно видим вокруг себя не только «оптимистичных Леночек» и «застенчивых влюбленных», но и неугомонных «огурцовых».

Фото из архива Киноклуба "Эльдар"
Фото из архива Киноклуба "Эльдар"

В заключении - несколько простых, но гениальных фраз из "Карнавальной ночи":

  • Товарищи! Есть установка весело встретить Новый год!... Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать.
  • Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе.
  • Ну и что, что квартет? Добавьте сюда ещё людей — будет большой, массовый квартет.
  • Вот эта ваша музыка. Даёт она что? Нет не даёт. А надо, чтобы давала. Нужно, чтобы музыка, так сказать, тебя брала! Нужно, как говорится, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила.

— Выходит докладчик!

— Докладчик?

  • — Да! И так, коротенько, минут на сорок, больше, я думаю, не надо, даёт своё выступление.

В статье использованы цитаты из книги "Эти несерьезные, несерьезные фильмы" Эльдара Рязанова.