Найти в Дзене
Беседы у камина

"Меня просто выгнали из театра, а сейчас поливают грязью". Война за Ленком и что сейчас происходит с актрисой Александрой Захаровой

Оглавление

Все знают Александру Захарову как дочь легендарного Марка Анатольевича Захарова. Разумеется, считают, что своим успехам и статусом "Принцессы Ленкома" дочь обязана звездному отцу. Истина, конечно, где-то посередине.

Она 40 лет прослужила в одном театре, протекцией отца никогда не пользовалась - не потому что не хотела, а потому что не могла - Марк Анатольевич был категорически против кумовства и в этом плане строго соблюдал принципиальность до самой смерти: "Или соответствуй, или ступай на выход". При этом преференции все же у нее были - хотя бы в виде безграничного доступа к талантливейшему отцу, который для дочери всю жизнь был наставником, а для других таковым - лишь на несколько часов в день.

Между тем, профессиональная судьба Захаровой сложилась более чем трагично. После 30 лет безальтернативного "правления" в Ленкоме, она, увы, оказалась "на обочине" - из театра ее со скандалом выгнали. Так как же складывалась ее судьба и чем актриса занимается сейчас в тени былой славы.

Я пойду по стопам отца

Какую профессию выберет маленькая Саша, учитывая звездный статус отца, стало понятно почти сразу. Иначе быть просто не могло. Только представьте, что вам от силы 10-12 лет, и каждый день у себя дома вы слушаете разговоры отца с мастодонтами отечественного культуры - Мироновым, Тарковским, Астафьевым, Ширвиндтом. Да даже, если из разговором ничего не было ясно - сама атмосфера настраивала психику девочки на творческий лад. Захарова вспоминала:

"Помню, как они увлеченно о чем-то общались. Делали это так изящно, красиво и завораживающе.... Я думала, что все они заняты каким-то фантастическом делом. Поэтому, насмотревшись на них, я и захотела так же. А "так же" - это только через театр".

В театральное училище Саша поступила не без труда. Скажем так, имя звездного отца тут как раз помогло. Приемная комиссия в Щепке, куда подавалась Захарова, выступлением девушки не впечатлилась - вернее 50 на 50. Монолог из Достоевского оказался удачным, а вот басня Крылова из 5 строчек всю малину испортила.

Последнее слово было за Владимиром Этушем. Тот прямо ей сказал:

-2
"Девочка способная. Да, оступилась. К тому же детей наших надо брать"

На этом "отцовский фарт" (Этуш, разумеется, был хорошо знаком с Захаровым, поэтому и подыграл его дочери на экзамене) закончился. Щепку Саша сама окончила блестяще и получила сразу 5 предложений от ведущих театров - тоже сама. Правда, выбрала отцовский Ленком.

10 лет в массовке

Кто бы что ни говорил, но Марк Анатольевич отцом был очень строгим. Да, дочь держал при себе в Ленкоме, делился опытом и передавал ей свои знания, но никакого кумовства при нем не было и в помине. Он ведь даже не хотел поначалу брать ее в свой театр - боялся перешептываний за спиной и козней против дочери.

Поэтому с Саши "профессионально не слезал". Муштровал ее, как царь Леонид своих спартанцев. Засунул ее на 10 лет в массовку, устроив своеобразный экзамен на зрелость, прежде чем та стала получать достойные роли. А статус "Принцессы Ленкома" Захарова получила вполне заслуженно - все-таки не Марина Зудина. Роли свои она выстрадала потом и кровью... Коллеги по цеху вспоминали:

"Александру Марковну действительно называли принцессой Ленкома. Я бы даже сказал, что это своеобразный бренд уже. И вполне заслуженный. Прежде чем получить какие-то достойные роли, о которых мечтает каждый актер, она оттарабанила почти 10 лет в массовке. Отец ее просто не подпускал никуда - воспитывал таким образом. Правда, мало кто знает, что в массовке даже самый талантливый актер чахнет и увядает. Выдержать такое испытание под силу не каждому. Нужно обладать удивительным по силе терпением и волей"

Неудивительно, что впоследствии, комментируя свою актерскую карьеру Захарова, скажет:

-3
"Вы знаете, карьера актера, она калечит человека физически и морально. Делает из него душевного инвалида. На мой взгляд, человек к актерству должен быть подготовлен. Прежде всего психологически и интеллектуально. Потому что выдержать эти американские горки в виде радости и отчаяния, вечно возникающие в театре, под силу только людям с интеллектом и устойчивой психикой".

Тем не менее, почти 30 лет Захарова была примой Ленкома, блистала на сцене родного театра и дарила зрителям свой безграничный талант.

Война за театр Ленком

Ну а после смерти отца Захаровой в театре наступили смутные времена, и естественно обострилась борьба за власть. Дочь великого актера рассчитывала на место директора - вполне заслуженно, надо сказать - как-никак 40 лет в Ленкоме и спартанская "захаровская школа"... Однако карты сложились иначе.

Актрису, расположение которой еще при жизни отца искали почти все актеры, оставили не у дел, а директором театра в итоге стал влиятельный Марк Варшавер.

-4

Вскоре начались скандалы посерьезнее - теперь вокруг репертуара театра и авторских прав на постановки. Ситуация настолько мутная и запутанная, что все дошло до суда. Подоплёка - разумеется, деньги. Постановки Захарова приносили без малого 300 млн рублей в год, если не больше. Актриса называла себя единственной наследницей отцовских спектаклей, а, стало быть, права на них принадлежат только ей. А оппоненты вторили: ни один казенный рубль не был потрачен на захаровские постановки - все, мол, финансировал внешний спонсор в лице Валерия Янкловича и его продюсерского центра, да и авторство Захарова документально подтвердить тяжело, юридическим оформлением авторских прав на тот момент никто не озаботился. Из этих баталий Захарова вышла проигравшей и, по сути, сбитым летчиком без права регулярно играть на сцене родного театра. Актриса вспоминала:

"На данный момент, меня по сути выгнали из театра, только раз в полгода я могу появиться на сцене. Вот такое разрешение для меня. Это, дескать, негласное распоряжение. По крайней мере, мне об этом так сказали".
-5

Разумеется судебная тяжба сопровождалась нечистыми приемами со стороны оппонентов. Подключили "желтую прессу", которая со ссылкой на проплаченных врачей стала Захарову поливать грязь и утверждать, дескать, она давно наблюдается в наркологической клинике. Актриса Людмила Поргина вспоминала:

"Читали мы эти газеты и про диспансер наркологический и про то, что Сашу никто не любит. Провели собственное расследование. Заказуха сплошная, чтобы дискредитировать ее имя".

В общем к 2024 году страсти вроде бы немного улеглись. Битву за Ленком Захарова проиграла. Но проиграла ли войну? Актриса остается верна заветам отца, который постоянно говорил: "Будь сильной и с высоко поднятой головой проходи через все трудности". Сейчас 61-летняя актриса продолжает играть в театре, а параллельно коротает вечера за чтением литературы:

"Читаю, много читаю. Иногда глупости всякие - женские романы всякие, чтобы хоть как-то разгрузиться. А чтобы трезвость ума сохранить, читаю сложные книги - Бердяевым сейчас увлекаюсь. Канта почитываю"

В заключение. Анализируя судьбу очередного актера, прихожу все к той же простой и заезженной мысли: "Театр - огромная банка с пауками. И выжить в ней, увы, выходит не у каждого. А если у кого и получается, то, как правило, человек этот по итогу весь усыпан душевными шрамами. Отсюда вопрос - а надо ли идти ради мнимой славы на такие жертвы? С другой стороны: Кто не рискует, тот не пьет шампанское, да и пресловутое призвание никуда не денешь - в общем сложный вопрос". А у вас какое мнение? Отдали бы своих детей в театральное училище? Я бы точно - нет.