Найти тему

Обида. Окончание

Начало здесь

Состояние Лили могут понять разве что коллекционеры, потерявшие ценный экземпляр. Внутри была пустота, голова отказывалась принимать происшедшее. Она бесцельно бродила по улицам и никак не могла понять, как могла так ошибаться в человеке. Было очень-очень обидно.

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Лиля, действительно, не стала рассказывать о происшедшем в группе. Не хотелось на последнем курсе портить взаимоотношения, устраивать разборки. Только девчонкам в комнате сказала, что коллекции больше нет, её украли.

А Женя вела себя, как ни в чем не бывало. Улыбалась, общалась, шутила. Лиля тоже не подавала вида, что в душе у нее живет такое отвращение, такая обида. Так и закончили ВУЗ, разъехались.

Годы шли, а обида не отпускала. Лиля ругала себя, нельзя носить в душе негатив, Жене где-то там все равно, а самой Лиле от этого очень плохо. Она всеми силами старалась отпустить обиду. И ей порой казалось, что всё, простила. Но как только перед очередным концертом (а она продолжала вести концерты и декламировать) она начинала искать стихи, тут же вспоминались те, что были в сборниках, и обида и неприязнь поднимались с новой силой.

Появился интернет, часть стихов была найдена там. Но не все. Были такие, которые не давали Лиле покоя, очень были нужны, память подсказывала отдельные строчки, но то ли авторов перепутала, то ли строки вбивала в поисковик не те, а нужные произведения не находились.

Прошло 40 лет. И однажды Лиле позвонила Соня, староста их замечательной группы, которая так и осталась жить в родном городе и преподавала в том самом ВУЗе.

- Лиль, давайте уже, в конце концов, соберемся. Так дружили, а встретиться всем вместе до сих пор не сложилось. Короче, мы тут весь наш курс собираем. Из нашей группы все обещают быть. Вот только Женечки не будет. Умерла она несколько лет назад.

- Как умерла? Что случилось?

- Рак крови. Ей было всего 48 лет. Замуж она так и не вышла, родила для себя девочку. Когда умерла, ребенку было 12 лет. Я до последней минуты с ними была. Поддерживала ребенка, как могла. Потом девочку сестра Жени забрала. Невыносимо жалко и Женю, и ее дочку.

- Да, жалко… Детей всегда очень жалко. А я приеду обязательно.

После звонка Лиля какое-то время сидела неподвижно. Душу раздирали противоречивые чувства. Жалость к незнакомой девочке. Жалость к так рано ушедшей однокурснице. И… неприязнь одновременно.

Встреча прошла очень тепло. Рассказывали о себе, обменивались телефонами, наслаждались общением с преподавателями, даже в своей аудитории посидели. Потом – ресторан. Там неоднократно вспоминали Женю. Сочувствовали, сострадали. Говорили о ней много хорошего. А Лиля в этот момент ненавидела себя. Она тоже сочувствовала, сострадала. Но вот при воспоминаниях однокурсниц о том, какая хорошая была Женя, в душе снова поднималась волна неприязни.

- Да что же я за человек такой! Ну, ведь уже нет ее! Прости, отпусти! Было же в ней и что-то хорошее. Наверно.

После встречи большинство как-то быстро разъехалось. А Лиля решила задержаться, побыть несколько дней в родном городе. Побродить по улицам, вспомнить юность, встретиться с дорогими сердцу людьми.

Как-то вечерком устроили у Сони посиделки вдвоем. И опять Соня сводила разговор к последним дням Жени. Видимо, очень это было больное, надо было выговориться. Лиля очень любила Соню, но слушать о замечательной Жене она не могла.

- Всё, не могу, придется рассказать! Я устала бороться сама с собой. Не могу задушить в себе эту обиду. Все понимаю, но не могу.

И Лиля рассказала всю историю с коллекцией. И о том, какие противоречивые чувства рвут ее на части, тоже рассказала.

Соня была очень разумным и понимающим человеком. Она задумалась, а потом сказала: «Я расскажу тебе о Жене то, чего ты не знала, возможно, тебе это поможет.

Жизнь у Жени никак не складывалась. С мамой и сестрой у нее были страшные конфликты, до драк. От бесконечных разборок устали все. В конце концов, Женя решила вообще уехать из города и начать жизнь с нуля. Уехала она в Баку, туда звала ее одна из подруг. В Баку она удачно устроилась на работу, а вскоре смогла купить недорогую квартиру. Там, в Баку и девочку родила. С мамой отношения с появлением внучки наладились. Женя стала приезжать на каникулах к ней с ребенком.

Женя с дочкой были здесь, когда в Баку произошли массовые погромы. История говорит, что убивали только армян, на самом деле, русских убивали тоже. Люди бежали, бросив все. Жене позвонила бакинская подруга и сказала, что ей пришлось тоже бежать. А квартира Жени была сожжена. Дотла. Так что вернуться Женя уже не смогла, так и осталась у матери, а когда мать умерла, квартиру они с сестрой продали, и на свою часть денег Женя смогла купить лишь крошечную «хрущевку» на окраине города. Там и ютились с дочкой.

Так вот, когда мы с ней об этом разговаривали, она мне сказала: «Все можно пережить. Мне, конечно, жалко и квартиру, и все, что нажито было. Но больше всего мне жалко мою коллекцию книг. Я собирала их много лет, там было 2000 экземпляров, и все мною перечитаны. Эти книги для меня – часть меня самой. И это – ни с чем несравнимая боль».

Так что не пошло ей на пользу ее воровство. А вернее, грабеж. Не кори ее».

Лиля опять бродила по улицам и обдумывала услышанное. Подумалось, что в жизни Жени было совсем мало хорошего. Неустроенность личной жизни, конфликты с родными, погром, возврат туда, откуда бежала. А потом страшная болезнь и боль за ребенка, который останется круглой сиротой. И бессилие, невозможность что-то с этим сделать.

Лиле вдруг стало невыносимо жалко эту нескладную женщину, ничего хорошего в жизни не увидевшую. Бог с ней, с той коллекцией, в жизни есть ведь и другие ценности.

Она достала телефон и отправила Соне СМС: «Спасибо. Женю, действительно, очень жаль. Надеюсь, у ее дочки судьба сложится удачнее».

Из личного архива автора
Из личного архива автора

Внимание! Все текстовые материалы канала «Между волей и судьбой» являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем.