Школьный буллинг - проблема старая и не только наша - во всём мире подростки самоутверждаются за счет инаких или слабых сверстников.
Социализация - процесс сложный, нелинейный, усвоение общественных норм и овладение коммуникативными навыками не проходит гладко, зачастую беря пример со старших из своего окружения и/или кинофильмов, подростки приобретают навыки канализации агрессии, приспособления и выживания в нашем сложном иерархическом обществе.
Брянский кейс не первый; за последние 20 лет это 18й случай примерения огнестрельного оружия в учебном заведении. Он особенный, лишь тем что здесь стрелок - девочка. Раньше убивали подростки и юноши.
Как и другие подобные истории дело брянской мстительницы вызвало значительный резонанс, а значит и желание набрать очки имитаторов общественной деятельности. На трибуну вылез депутат ГД, самопиарщик и претендент на звание лидера ТОП-10 самых вербально активных народных избранников Бийсултан Хамзаев.
Что сказал представитель очень дотационной и очень гордой республики?
В этот раз борец с алкоголем и другими вредными привычками заявил, что школьные психологи бутафорские (ненастоящие) и занимаются ....... имитацией работы. «Это должны быть реальные психологи, которые все чувствуют, понимают, вовремя выделяют из детской среды тех, кто ведет себя неадекватно, и сигнализируют об этом».
По большому счëту, с депутатом ГД нужно согласиться, но, если обстоятельно подходить к делу, то бутафорской деятельностью заниматься не должны и полиция, и СК, и система образования, и многие другие органы власти.
Хорошо бы, и Совет Безопасности не был бутафорской организацией и там работали настояшие аналитики, а не те что про...ли КОВИД_19, смену технологий ведения военных действий (использование БПЛА). А как назвать людей отвечающих за патриотическое воспитание, понастроивших парков ПАТРИОТ и танк АРМАТА, если не бутафорами?
Вернёмся к несчастной девочке. Что с расследованием?
Пока же в виноватых: папаша горе-охотник, вахтерша и.о. охранницы ЧОПа, завхоз изображавшая замдиректора школы по хоз.вопросам. Не руководитель ЧОПа и школы, а мелкие стрелочники. Такой, немного на мой взгляд, бутафорский подход.
В Государственной Думе не только Б. Хамзаев думает о проблеме психологического насилия в школах, создана межфракционная рабочая группа. Часть еë членов уже озвучили свои мысли, высказывания Валерия Гартунга и Яны Лантратовой вселяют некоторую надежду.
Успешные системы предупреждения буллинга разработаны во многих странах. Надеемся, что депутатам ГД хватит мудрости, невзирая на ошибки либеральных идеологов образования связанные со свободным выбором гендера, учесть опыт других стран и что наши избранники привлекут адекватных экспертов, а самое главное услышат их предложения и рекомендации.
В том то и проблема, что психологи могут предлагать вполне рабочую систему, но она может не совпадать с мнением одержимых патриотов, борцов с тлетворным влиянием коллективного Запада. Как человек проработавший психологом в системе образования и социальной защиты несколько лет, тоже имею что сказать и предложить товарищам депутатам ГД.
Во-первых, целеполагание. Среднее образование должно иметь целью воспитание адекватного человека, с нормальной самооценкой, коммуникативными навыками и реалистичными планами на жизнь. Рейтинг школ увязанный только с баллами полученными учениками при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, числом победителей олимпиад удобен (как и любые числовые методы оценки), но они не оценивает качественные индикаторы и маркеры психологической атмосферы в учебном заведении.
Во-вторых, золотая медаль всеобщего среднего образования имеет и оборотную сторону - невозможность приостановить предоставление услуг образования для семей формирующих у своих детей неадекватные установки до изменений в поведении подростка. Разумеется, найдутся большие гуманисты, которые будут рассказывать о том, что к любому ребёнку можно найти подход и т.д. Согласен, но не к любому родителю.
Здесь уместно вспомнить скандал в элитной московской школе где отпрыск председателя Российско-Израильского делового совета, не просто буллил кого-то из детей, а наносил им травмы в присутствии и с одобрения папаши-юриста. Можно вспомнить и сына руководителя одного региона, не просто избивавшего зависимого беззащитного человека, но и выложившего сии подвиги в социальные сети.
Лично я в своей работе интуитивно сам нашёл и использовал способ снижения буллинга слабых и инаких детей, который как уже позже выяснилось применялся в Канаде (методика Дьюи). Есть и другие успешные практики, свои предложения обязательно направлю депутатам ГД Валерию Гартунгу и Яне Лантратовой.