Найти тему
В море книг

Рождённые бурей, но как-то не до конца

Успех повторить не удалось. Попытка закончилась провалом. Хорошо, что автор этого не узнал.

Наследие Николая Алексеевича Островского составляет всего лишь три тома. В первом томе публикуется известный на весь мир роман «Как закалялась сталь». Когда-то эта была идеологическая икона партии коммунистов, сейчас она вызывает ряд недоуменных вопросов, показывая всю сомнительность государственного переворота и построения светлого будущего. Чем это будущее закончилось, мы все прекрасно знаем.

Во втором томе печатался роман «Рождённые бурей», о котором сегодня будет идти речь. В третий том включены письма, статьи и тексты речей Николая Островского. Это своеобразный памятник идеологии того времени, времени светлых мечтаний, лозунгов, красивых призывов, фанатизма борьбы за не очень понятное «рабочее дело».

Последние года жизни Николая Островского можно охарактеризовать, как триумф писателя.

  • 1932 год. В апрельском номере журнала «Молодая гвардия» начинают печатать первую часть романа «Как закалялась сталь». Последние главы напечатаны в № 8–9.
  • 1934 год. В журнале «Молодая гвардия» в № с 1 по 7 публикуется вторая часть романа.
    1 июня его принимают в члены Союза советских писателей.
    8 июня он получает из книжного издательства «Молодая гвардия» сигнальный экземпляр второй части романа «Как закалялась сталь».
    11 июля 500 экземпляров розданы делегатам юбилейного пленума ЦК ЛКСМУ.
  • 1935 год. Работает над романом «Рожденные бурей».
    1 октября Н. Островский награжден орденом Ленина. В связи с этим
    23 октября он выступает с речью на собрании партийного актива города Сочи.
  • 1936 год. Продолжает работу над романом «Рожденные бурей».
    28 января взят на учет ПУ Ра РККА как политработник, с присвоением звания бригадного комиссара.
    В апреле избирается делегатом IX съезда комсомола Украины.
    6 апреля выступает на съезде по радио.
    15 мая выезжает в Сочи, в новый дом, построенный по решению правительства Украины. Там в августе заканчивает работу над первой частью «Рожденные бурей».
    24 октября возвращается в Москву.
    15 ноября на квартире Островского, по его просьбе, заседает Президиум правления Союза советских писателей, обсуждает первая часть романа «Рожденные бурей».
    14 декабря — первый том романа окончательно отредактирован.
    22 декабря в 19 часов 50 минут Н. Островский скончался.
    26 декабря урна с прахом Островского замурована в стене Новодевичьего кладбища в Москве. В этот день выходит в свет первое, траурное издание первой книги романа «Рожденные бурей».
Николай Алексеевич Острвский
Николай Алексеевич Острвский

Безусловно, Николай Островский совершил подвиг. О книге "Островский" я писал здесь. Он остался в строю общественных деятелей, несмотря на свой тяжелейший недуг. Он жаждал быть полезным коммунистической партии. Написанный роман «Как закалялась сталь» и ленинская работа «Задачи союзов молодёжи» стали обязательными учебниками жизни для комсомольцев. Конечно, с сегодняшних позиций, зная все деяния партии в 90-х годах, роман выглядит несколько странным. Я писал об этом здесь и здесь. Но надо отдать должное, для немалого числа молодых людей, книга «Как закалялась сталь» стала путеводным, формирующим мировоззрение, произведением.

Следующий роман Николая Островского «Рождённые бурей» был задуман как эпохальная трилогия о борьбе за Советскую власть на Украине. Но смерть помешала осуществить задуманное, была написана только первая часть. По поводу этого романа Островский писал:

«В новой книге я покажу этих палачей, расскажу правдиво о былом. Я делаю это для того, чтобы в предстоящей схватке, если нам ее навяжут, ни у кого из молодежи не дрогнула рука. Я пишу книгу для той молодежи, что поднимается на защиту рубежей своего социалистического отечества, и встретит огнем и сталью, и уничтожит всех, кто попытается перейти эти рубежи.
Книга трудна тем, что она является политическим романом. Сложная политическая ситуация на Украине и Польше в период 1918-1919 годов, когда республика была в огне, в тысячеверстных фронтах,- требует глубокой и правильной разработки. Это сложный труд, требующий ознакомления с историческими документами эпохи гражданской войны. Живя в Сочи, я, к сожалению, не могу использовать всего этого подсобного материала, хранящегося в центральных архивах. Пока работаю за счет того небольшого, что имею, и того, что было прочтено мною в прошлом.
Я закончу роман картиной разгрома белополяков под Киевом, изгнанием их из Украины. Книгу завершит победный марш Первой Конной армии.
Разгон неразрешенного митинга рабочих
Разгон неразрешенного митинга рабочих
Хочу показать глубокую интернациональность их борьбы, большую дружбу и подлинный героизм. Разные по натуре, по характеру, но единые по классу, эти молодые помощники партии, ее сторожевые и разведчики - достойные сыны своих отцов.
Книга расскажет, как разжигали буржуазия и католическая церковь национальную рознь, натравливая поляков на украинцев и евреев.
Молодежь должна знать всю гнусность и подлость врага, его предательскую двуликость, хитрость и коварство в борьбе с пролетариатом, чтобы в грядущей нашей борьбе с фашизмом нанести ему смертельный Удар.»

Слава Богу, что прошло время классовой ненависти к буржуазии. Давно настала пора нормальной созидательной жизни, время духовных ценностей. Я не увидел в романе никаких рассуждений, переживаний. Не увидел ничего такого, что заставляло бы задуматься. Роман перенасыщен событиями, но все они мелькают одно за другим. Весь материал построен на гротеске, всё в черно-белом цвеие. Если это буржуи, фабриканты, петлюровцы, военные польских и немецких армий, то они все воплощение самых жестоких и низменных характеристик. Если показаны рабочие, то это самые нищие, вместе с тем, высоко идейные, грамотные люди. Причем нищета показана запредельная. Автор романа несколько перебрал в характеристиках людей и от того роман имеет некоторый фальшивый оттенок. Остается пожалеть автора, который сильно увлёкся классовой борьбой. Я не увидел в романе переживаний, глубоких рассуждений. Всё как-то поверхностно, выпукло и от того веет какой-то показушностью.

Требование рабочих
Требование рабочих

Если, к примеру, взять роман Шолохова «Поднятая целина», то в нём очень много суждений для размышления. Они повсюду: в думах главных героев, в их поведении и диалогах. От того «Поднятая целина» и сейчас представляется огромной глыбой в отечественной литературе. Это настоящая литературная классика. Возвращаясь к роману Н. Островского «Рожденные бурей», справедливости ради, необходимо уточнить, что отдельные литературные критики отзывались о романе неоднозначно. Они указывали, что составляющая для размышления в романе почти отсутствует. Может быть всё это задумывалось автором во-второй и третьей части романа, которые не были написаны, трудно сказать, но сейчас имеем то, что имеем. Я далёк от мысли, что духовная составляющая людей времени написания романа была какой-то иной и что для того времени он был вполне добротным. Как агитка за борьбу против эксплуататоров – возможно. Но не более того.
Николай Островский писал:

«Пусть книг будет меньше, но они должны быть ярче. Серой книге нет места на книжной полке. Нельзя воровать время у честного труженика.
Учить могут только те, кто знает больше тех, кого хотят учить.
Писатель должен быть корчевателем остатков капитализма в сознании людей.»

Без тени сомнения, без раздумий о смысле содеянного. Ну, вот и накорчевали. Роман был горячо встречен властями, был напечатан. Но интерес к нему быстро угас. Мне он тоже показался скучным, агитационно-однобоким. Хотя, о вкусах не спорят.

Кадр из художественного фильма "Рождённые бурей 1981 год"
Кадр из художественного фильма "Рождённые бурей 1981 год"

В октябре 1981 года на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького режиссером Георгием Николаенко был снят художественный фильм «Рожденные бурей» по мотивам одноимённого романа Николая Островского. В фильме снимались наши замечательнейшие актеры: Виктор Проскурин, Марина Голуб, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский и многие другие. Был придуманы некоторые «проходные» эпизоды, чтобы как-то сгладить явно агитационную форму романа. Тем не менее, фильм получился так себе. Возможно потому, что зритель был уже чрезмерно пресыщен идеологией, которая не меняла ни форм, ни содержания на всём протяжении советского периода.

За нами пыль, сожженные селенья,
Лихой борьбы и времени забвенья,
Седло и сабля, лозунги«Ура!»
Прости нас Господи! За нами пустота.

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал