Найти в Дзене
Как это было

На палубе корабля катушка с кабелем в 4 тысячи километров. Задача: протянуть кабель по дну океана

Представьте огромный корабль, огромный океан. На корабле огромная катушка с кабелем длинной в 4 000км. Толщина кабеля примерно с палец. Нужно протянуть этот кабель по дну Атлантического океана.

Время действия - 1858 год.

Судно парусное. Оно должно двигаться со скоростью пешехода, равномерно. Учитывая при этом волнения воды.

И как не порвать тонюсенький кабель?

Прокладка трансатлантического кабеля
Прокладка трансатлантического кабеля

Ну, невероятная, невыполнимая задача! Для современного человека. В наше время тоже тянут через океан кабели, но техника совсем не та. Вы на паруснике попробуйте проложить кабель.

Прокладка кабеля в наши дни
Прокладка кабеля в наши дни

Хотя стоило бы начать эту статью с изобретения телеграфа и какую роль ему предстояло сыграть в истории человечества. И это начало есть. Просто в одной статье тогда было бы слишком много буков. Желающие могут ознакомиться с краткой историей телеграфа в этой статье.

И все же несколько слов о значении телеграфа. Его открытие имело не меньшее, а возможно и большее значение, чем открытие интернета.

Телеграф открывал широкие возможности для бизнеса, давая возможность компаниям быстро получать нужную информацию и связываться с капитанами кораблей, давая им указание, куда двигаться дальше и за каким грузом.

Телеграф был бы очень кстати для связи с колониями, которых было немало у Британской империи, и где новости не попадали месяцами.

Как воздух такое средство как телеграф было необходимо информационным агентствам.

Телеграф позволял получать информацию от нескольких минут до нескольких часов.

Первые попытки проложить кабель были предприняты в 1857 и 1858 году специально созданной трансатлантической телеграфной компанией под руководством неутомимого энтузиаста Сайруса Филда.

Сайрус Филд
Сайрус Филд

Кабель действительно рвался и много километров осталось лежать на дне океана. А это огромные деньги.

Но с третьей попытки в августе 1858 года кабель был проложен. Американский президент обменялся приветственными телеграммами с английской королевой.

В обоих странах народ ликовал, стреляли пушки, запускали фейерверки.
Хотя скорость передачи телеграмм длилась часами. Но лиха беда начало.

Однако 1 сентября, на которое были назначены официальные празднества по случаю прокладки кабеля, кабель перестал работать.

Можно представить себе чувства Сайруса Филда, руководителя проекта, в этот момент, после множества приемов, куда его приглашали с момента открытия линии.

Но он выдержал, не отказался от проекта, и начал готовиться к прокладке нового кабеля. А для начала нужно было разобраться в причинах выхода кабеля из строя. Этим и занималась специально созданная комиссия в течении года.


Одной из причин было названо повышение электрического сигнала до 2000 вольт.
Дело в том, что электрический сигнал должен пройти около 4000 км по подводному кабелю. Опыта передачи сигнала на такое большое расстояние не было. Приходилось предполагать и экспериментировать.

Вот представьте, у вас есть фонарик. Что будет, если батарейку соединить с лампочкой проводами? Вероятно, если вы сделаете провода метров 5, лампочка будет гореть. А если провода сделать сто метров?
При этом провод может быть медным или алюминиевым, толстым или тонким.

А ведь на таком расстоянии, как 4 тыс, км, особо не поэксперементируешь. А ученые по этому поводу пока молчат. Все только начинается.

Поэтому один из главных специалистов проекта предположил, что нужно повысить напряжение передаваемого сигнала. Он даже сконструировал специальные индукционные катушки, способные увеличить сигнал до 2000 вольт. У нас в розетке 220 вольт. Ну и попытался их опробовать. Опробовал. Интересно, что он ощущал после этого.

Из компании его уволили, но кабель накрылся медным тазом.
Однако, кое-какие полезные выводы за год работы комиссия все же сделала.
Во первых, нужно привлечь к работе серьезных учёных, которые будут способны научно обосновать особенности прохождения сигнала в таких условиях и на такие расстояния.

Далее. Нужно доработать конструкцию кабеля, увеличить диаметр токопроводящей жилы, усовершенствовать механизмы, контролирующие скорость подачи кабеля, улучшить аппаратуру контроля за изоляцией и другие аспекты, которые обычному человеку не понять.

Ну и опять же требуются новые вложения в проект. А как вкладываться в проект, когда пропало столько денег зря. Но одна из компаний, производивших кабель, все же поверив в конечный успех, согласилась внести половину оставшейся суммы.

Однако, к этому моменту в США начинается гражданская война, будь она не ладна, продлившаяся до 1865 года. Тут уж не до кабеля. Тем не менее, все эти годы руководитель проекта и компании Сайрус Филд постоянно мотается в США.

До 1864 года он побывал там 31 раз. Т.е. 62 раза ему пришлось пересечь Атлантику. А рейс длился суток 10. А там ещё и качает, что, как говорят бывалые люди, не всем доставляет удовольствие.

В целом, подготовка к новому этапу прокладки трансатлантического кабеля заняла 7 лет.

Был создан новый кабель, с токопроводящей жилой в три раза толще, чем жила в старом кабеле, который проложили в 1858 году. Новый кабель оказался гораздо тяжелее, и весил около 7000 тонн.
Поднять такой груз мог только один самый крупный английский корабль, спущенный на воду в 1858 году, в год последней попытки прокладки кабеля через океан. Его удалось зафрахтовать совсем недорого.

Корабль назывался"Грейт Истерн". Корабль был длинной чуть больше 200 метров. У него было 6 мачт для парусов и два паровых двигателей. Один для винта, а второй для колес по бокам высотой 17 метров. Это где-то с пятиэтажный дом.

23 июля 1865 года "Грейт Вестерн" вышел в рейс.

Уже вскоре датчики, следящие за состоянием изоляции, зафиксировали пробой изоляции кабеля. Я как-то человек весьма далекий от техники, но мне стало интересно, как приблизительно работали эти датчики, как они были связаны с кабелем. Ведь он был в постоянном движении.

И еще интересная деталь: связь с берегом поддерживалась через опускаемый кабель. Тоже совершенно непонятно, как по такому кабелю могла идти связь. Однако ответов на эти вопросы я что-то не нашел.

В общем, датчик показал пробой изоляции, и следовательно, нужно вытаскивать кабель и искать пробой. Вот и интересно, когда датчики показали пробой?Глубина 4 км и вытаскивать с такой глубины кабель, мне кажется, дело не легкое. Хотя катушку крутили, конечно, не в ручную. И мы можем даже посмотреть на этот механизм.

Вид протяжного механизма весьма серьезен
Вид протяжного механизма весьма серьезен

Вытащив кабель, обнаружили, что кабель пронзен обломком проволоки, служащей защитой кабеля. Вместо защиты проволока сделала обратное - повредила кабель. Кабель отремонтировали, и корабль продолжил свой путь. Но вскоре ситуация повторилась. Опять ремонт и снова в путь. Но потом случилась беда - кабель все же оборвался.

Специальными кошками его стали искать. А глубина 4 км или что-то вроде этого.

Невероятно, но кабель удалось подцепить. Но при этом лопнул трос, к которому была привязана кошка. И так 4 раза, пока не закончились запасы троса.

2,5 тыс. км кабеля остались на дне океана. Т.е. было пройдено 3/4 пути от Ирландии до США. Пришлось прервать экспедицию. Бедный Филд, это руководитель проекта и компании, опять такой удар.

Если разорится предприниматель, то обычно страдает он сам и его семья. Наемным рабочим тоже достается, но они могут найти другую работу. В его же случае речь идет об огромной ответственности перед другими людьми, и очень большими людьми, которым ты обещал очень много. Как смотреть им в глаза?

Но мы можем только догадываться о том, что он ощущал после этой неудачи. Но он не сломался и в этот раз. 10 лет он уже работал над этим проектом, и для Филда не было другого пути, как двигаться только вперед. И он готовится к новой попытке. Его опять поддерживают. Ведь многие понимают важность этого проекта. Телеграф уже успешно и быстро распространяется по Европе, и его преимущества и выгода ни у кого не вызывает сомнения.

Следующая попытка прокладки кабеля через Атлантику была предпринята через год в июле. Судьба в этот раз вознаградила упорных людей. За две недели и без всяких происшествий кабель длинной в 3700 км соединил Англию и США.

Более того. Корабль вернулся к тому месту, где был потерян кабель. Представляете, как найти точку в океане, с точностью до нескольких метров, и отыскать в пучинах океана на глубине 3500 метров какой-то трос, толщиной с сосиску! А они отыскали этот трос, подняли и проверили целостность. Опять же специальными приборами. Так что, можно утверждать, что уровень технических знаний был на высоте.

Выловленный кабель соединили с кабелем, который был на корабле, а его запас был значительным, и вернулись опять к берегам Америки, точнее на остров Ньюфаундленд. И таким образом проложили два кабеля. Неплохой бонус.

Сайрус Филд, руководитель проекта был награжден золотой медалью Конгресса США.

Так что 10 летняя эпопея прокладки трансатлантического кабеля - это замечательная история, которую было, на которой стоило бы учить детей, как стоит достигать цели и как относиться к неудачам. Впрочем, такой подход касается не только данной истории. Такими качествами обладают все люди,чего-либо добившиеся в этом мире.

Если вы узнали что-то новое и еще не подписаны на канал, то самое время сделать это. Можно поставить лайк или репост. Вам ничего не стоит, а мне будет приятно.