Хуже нет, когда у ребёнка очень много игрушек. Так много, что бедный не знает, за что и хвататься. Одно достанет, второе, третье, десятое... Убрать он сам такое количество не может, играть сам со всем этим добром тоже.
Ещё хуже, когда все эти игрушки не расставлены по полкам, а свалены в огромные ящики и корзины. Никогда не знаешь, а что же там вообще есть. Поэтому берёшь эту корзину, переворачиваешь, вываливаются игрушки огромной кучей... Ну и как в это играть?
Я с первыми двумя детьми именно так и жила. Всего надо было, да побольше. Огромные ящики на колёсах, тканевые корзины, пластиковые контейнеры. Слава Богу, хоть с третьим сыном решила навести порядок и сделать всё по науке.
Есть у меня замечательная книга, я по ней училась ещё с первым сыном играть. Книга маленькая, но очень конкретная и довольно дорогая. Она из разряда коррекционной педагогики и написана для деток с отклонениями в развитии, но и для нормотипичных прекрасно подходит. Расписаны игры и занятия прям по дням. Одна неделя — для малышей, думаю, от года. Вторая — от 1,5 до 2, третья — от 2 лет. Да, всего по неделе, но за эту неделю успеваешь прекрасно понять, как и во что с ребёнком играть.
Также есть и пошаговое введение в групповую игру и сценарии детского праздника.
Но начинается всё с вешалки — со списка игрушек для самостоятельной игры и со списка игрушек для занятий. Я отсюда взяла именно первый список и вот по прошествии двух месяцев могу сказать — это именно то, что нужно, то, с чем малыш реально играет.
Так как игрушек у нас и правда очень много, то сначала я отобрала те, что пригодны для малыша и их-то оказалось мало. Тем не менее я их разделила на несколько кучек, чтоб производить ротацию еженедельно. У нас есть две больших полки. На одну я разместила игрушки из этого списка, а на второй всякие развивашки. Так вот, игрушки по Братковой нравятся моему сыну гораздо больше, чем развивашки и занимашки со второй полки. Но о второй полке мы поговорим отдельно, а пока вернёмся к первой.
Итак, моя первая ротация игрушек для ролевых игр, мой первый такой опыт. Без ошибок не обошлось, но это ничего. Некоторые уже исправила, некоторые только собираюсь.
1. Набор посуды
В идеале двух величин: большие и маленькие. Должны быть кастрюльки (обязательно с крышками), ложки, чашки, тарелки, кувшинчик, чайник и прочее.
Я сгребла всё, что осталось от старших. Нашёлся наборчик очень маленького размера, его и не видно под всем добром. Но там остатки от былой роскоши: пара тарелочек, сахарница и чашка. Это половина от всей той посудки, что у нас есть. Другую половину убрала в коробку на смену.
Набор, как видите, на разнообразие скуп. Одни ложки да тарелки. Ни чайника, ни сахарниц, ни прочих привлекательных вещиц у нас не оказалось. Надо обновлять.
2. Куклы
Куклы просто необходимы и мальчикам, и девочкам. Их тоже должно быть как минимум две разных размеров - большая и маленькая. Должны быть у каждой куклы и наборы одежды (на все сезоны), и кукольная мебель (кроватка, стол, стул), коляски, ванночки и горшочки.
Ну, тут у нас полное фиаско.
Есть два пупсика, которых Трош любит очень и очень сильно. Один из них даже снабжён костюмчиком, связанным моей подругой. Всего остального нет. Это довольна большая статья расходов, которую я разом осуществить не могу, но постепенно, думаю, всё соберу.
3. Мячики
Большие и маленькие. Ещё лучше, чтоб и по фактуре разные: тканевые, мягкие, колючие, резиновые, лёгкие, тяжёлые...
С этим у нас проблем нет. Мячиками и шариками мы на несколько поколений вперёд обеспечены.
4. Мягкие игрушки
Они нужны для подражательной игры, разом их не должно быть более трёх. Лучше, чтоб они были легко узнаваемы: мишка, заяц, белочка и т. д.
У нас их не очень много, но я сглупила и оставила сразу бо́льшую часть. Всех самых любимых решила сразу вывалить. В итоге Трофим за неделю ни одной из них и не играл.
5. Наборы овощей и фруктов
Этого добра оказалась полна корзинка.
И маленькие есть, и большие, и разрезные, и цельные. Недолго думая, я их все и оставила. Потом стала умнее и стала разделять. Вот этого количества откровенно много. Только раскидать, но не играть.
6. Набор машинок
Машинки тоже должны быть разной величины (большая и маленькая), ещё лучше, если их можно катать за верёвочку.
В корзине много маленьких, в основном хотвилсы, которыми поделился средний сын. Там же деревянные паровозики от икеевской железной дороги и трактор. Большой грузовик-сортер и маленький, к которому позже приделали верёвочку.
Ещё прибавила сюда два вида дорог и гараж.
Вывод: убрать эту коробочку и вернуть хотвилсы законному владельцу. Не интересуют они Трофима пока. Купить обычный большой грузовик, чтоб кузов не закрывался и не откидывался.
7. Звучащие игрушки
Это должны быть музыкальные инструменты: колокольчик, барабан, ксилофон, дудочка, погремушки. Сюда же и прочие игрушки, издающие звуки (телефоны, петушки и прочее).
Это всё, что у нас имеется и пока хватает, потому что Трофима трудно назвать музыкальным ребёнком. Ни к музыке, ни к музыкальным инструментам он никакого внимания не проявляет. Единственное, что я хочу добавить так это свисток хороший, с птичьей трелью. Сыночку очень нужно укреплять лёгкие, они у него слабенькие, и свист при этом — лучшее лекарство.
8. Набор "Строитель"
Нужен, конечно же, деревянный (кубики, конусы, крыши, кирпичики и цилиндры). Окрашены они должны быть в основные цвета, т. е. красный, жёлтый, синий и зелёный.
У нас есть прекрасный, хоть и почтенного возраста, набор от "Томик". Его-то я и хотела выложить в первую очередь, но найти среди хаоса старших не смогла, поэтому пока оставила полку свободной — пусть ждёт своего жильца.
Сюда же к строительным блокам, я отнесла и инструменты. Для них я выделила выдвижной ящичек. Любимая игрушка среди всех прочих у сына — отвёртка. Он, когда настоящую отвёртку видит, аж трястись начинает! Понятное дело, что настоящую ему не дашь, приходится довольствоваться игрушечной. Так, он ей и ест вместо ложки, он с ней спит, он ею подкручивает все болтики на мебели. На Новый год мы подарили ему набор деревянных инструментов, они появятся в статьях позже, а на момент организации игрушек были именно эти.
9. Картинки, книжки с картинками
Сначала у нас стояли все книги вместе: Святкины, Янкины, Трошкины. Но разница между детьми большая, книг очень много и в итоге это просто склад фолиантов, которым крайне неудобно пользоваться.
Сначала разделили книги по возрастам, старшие свои разнесли по комнатам. А то, что осталось Троше, я разделила на три кучки.
В корзину ушла часть самых читаемых на данных момент книжек — маленького формата, чаще всего картонных. Эта корзина стоит около кровати на втором этаже. Читаем перед сном, после пробуждения и нередко прямо ночью, потому что Трофим очень любит ночью не спать, а гулять, и книги — единственное, что может его удержать на месте, что не даёт шататься по дому и всех будить.
На полке, на уровне пола, стоят большие книги, серьёзная литература. Её мы читаем днём, когда бодры, свежи и готовы поглощать большие тексты, готовы говорить или хотя бы пытаться, готовы слушать.
И третья часть — книги на смену. Я их обновляю так же, как и игрушки, каждую неделю. Оставляю самые любимые, а те, что не очень, заменяю.
10. Карандаши, фломастеры
Сложила в один из ящиков всё для творчества. Я вам признаюсь как на духу — почти не пользуемся. И у Троша интереса особого нет, и я всё время забываю. Мне такое положение дел совсем не нравится, я очень хочу, чтоб мы больше лепили, рисовали и клеили, но то кони бегут, то избы горят.
Что я могу сделать с этим? Как изменить ситуацию? Надо организовать место для творчества. Маленький столик Трошика не должен быть местом для складирования всякого хлама, а должен просто манить к себе: идём творить! Надо положить все материалы для творчества на видное место, сделать удобные органайзеры... Обещаю себе и вам этим обязательно заняться!
Ну и на такой мотивирующей ноте я с вами прощаюсь. Полку с материалами для занятий и с дидактическими игрушками покажу обязательно, но не обещаю, что сделаю это быстро.
Расскажите, какие из игрушек больше всего пользуются успехом у ваших малышей? Что бы вы добавили в список Братковой? Мне вот прям не хватает набора доктора, но, может, я ещё что-то упускаю? Напомню, что тут только игрушки для сюжетной игры, не дидактика.
Жду вас в комментариях. Ваша Женя