Найти тему
Святые места

Можно ли не вычитывать все положенные молитвы перед причастием? Батюшка расставил все точки над «и»

Здравствуйте дорогие, с вами протоиерей Константин Пархоменко.

Для людей с неуравновешенной психикой или больных, или новоначальных христиан - это действительно тяжёлая задача.

Я помню, как одна девушка пришла и говорит мне:

«Я, батюшка, хочу вот подготовиться к причастию. Что вы посоветуете мне почитать?».

Я начал девушке говорить такое сокращенное правило, я озвучу чуть позже. Женщина, которая стояла рядом и слушала, она эту девушку привела, говорит:

«Батюшка, да что вы такое говорите? Да что тут читать? Я за 15 минут все это правило прочитываю».

За 15 минут. Понятно, что ни о каком серьезном прочитывании речи здесь не идет. Потому что если действительно с чувством, с толком, с расстановкой читать человеку, даже уже знающему текст этих молитв, то подготовка к причастию занимает около часа.

-2

Понимаете? Ну, скажем, 40 минут точно. Но если, конечно, быстро-быстро вычитывать, то можно и за 20 минут, за 25 уложиться. Но это ненормально.

По-настоящему, чтобы постоять и подумать, чтобы пережить, может быть, осмыслить то, что мы читаем, это как минимум минут 40. А если и по-настоящему, глубоко к этому подходить, то и весь час. Не всем это под силу, дорогие, не всем.

Конечно, молитвенное правило было составлено не как какое-то незыблемое правило. Оно создано для удобства верующим. В качестве такой подсказки, как лучше подготовиться к причастию.

Но это правило не является единственно допустимым! Ни в коем случае!

В основе правила лежит идея, что люди должны посетить вечернее богослужение, потому что за вечерним богослужением читаются каноны Христу и Богородице. А если человек не мог посетить вечернее богослужение, то эти каноны переносились в его вечернее правило.

Многие из нас перед Причастием не бывают на вечернем богослужении. Потому что те, кто бывает на вечернем богослужении, им хоть как можно сократить правила, потому что они же за вечерним богослужением молились, эти каноны уже пелись, вычитывались.

Каноны – это значит вот эти вот такие церковные песнопения, называются они каноны. Вообще слово «канон» означает образец, правило. Или точный перевод – мерная трость.

Каноном мы называем какие-то законы церковные, и каноном называются богослужебные тексты, специальные сложенные в древности гимны. Вот сейчас речь идет о гимнах, про эти каноны, а не о церковных правилах, я говорю.

И всё же нынешнее правило, хотя оно, конечно, замечательное, что оно подходит для всех. Я бы вообще не назвал его идеальным, это правило наше молитвенное. В каком-то смысле его хорошо употреблять, но не всегда. Не всегда нужно вычитывать одно и то же, потому что это скоро очень скучно станет.

Что бы я посоветовал?

Для человека, скажем, с ослабленной психикой или человека новоначального, которым тяжело молиться, я рекомендую прочитать один канон. Например, Спасителю. А в следующий раз Богородице. В другой раз Ангелу-Хранителю. Один канон из трех. Далее канон перед причастием и молитвы перед причастием. То есть вместо 3-х канонов читать только один. Это очень удобно.

Кто хочет, может все 3 канона прочитать. Но кто не может – прочитайте хотя бы один. Это нормально будет. Это для человека, который хочет немножко поменьше помолиться. Например, для новоначальных, которые ещё не умеют глубоко молиться. Или для людей у которых ослаблена психика или подорвано физическое здоровье.

Для человека, наоборот, регулярно причащающегося, и которому легко вычитывать эти три канона, я скажу, что нужно, естественно, не сокращать, а скорее видоизменять вот эту подготовку к причастию, чтение.

Почему? По себе скажу, очень тоскливо всё время, каждую неделю читать одно и то же. Если причащаетесь редко, то, конечно, ничего страшного. А если человек, как сейчас многие, причащается часто…

Вот эти правила, кстати сказать, три канона и канон перед причастием и молитвы – эти правила были сложены в то время, когда люди редко причащались.

В России только после революции люди стали причащаться часто. Тогда верующие ожидали угрозы или даже смерти своей в любую минуту. Понимали, что их могут не сегодня-завтра схватить за веру и в концлагерь посадить или в тюрьму. Вот тогда и стали причащаться еженедельно. Вот это практика именно послереволюционная наша.

И если человек каждую неделю читает эти три одних и те же канона, то уже перестаёт воспринимать силу этих слов. Они перестают восприниматься как что-то действительно мотивирующее к духовной жизни, что-то очень важное и большое для духовной жизни.

Просто как какое-то обыденное уже навязшее, так сказать, в зубах правило воспринимается. Так же, кстати, и вечерние, и утренние молитвы, если мы их каждый день читаем.

Поэтому я глубоко убежден, что можно видоизменять это правило. Сочинено огромное количество прекрасных богослужебных текстов. И каноны, и песнопения, и акафисты – все это нужно вводить в свой молитвенный рацион.

Скажем, у меня есть книга - она сейчас доступна, можно скачать в интернете – «Минея праздничная». Каждым вечером, вместо вечерних молитв, перед каждым праздником я вычитываю службу праздника.

Вы знаете, это потрясающе. Перед праздником Покрова, перед праздником трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, перед праздником святителя Николая, перед Рождеством Богородицы, перед Рождеством Христом, много этих праздников двунадесятых, просто великих и хороших праздников – они все в «Минее праздничной» находятся.

Так вот вместо вечерних молитв и подготовки молитвенной к причастию, я вычитываю вот эти службы вечером. Встану перед иконами, зажгу лампады, свечи, с семьей, потом семья засыпает, я продолжаю молиться. Я вычитываю службу праздника.

Вы можете купить эту «Минею праздничную» или в интернете найти. Кто-то может даже взять планшет и прямо с него читать, тоже очень удобно. Эти тексты службы праздников удивительно глубокие, удивительно интересные.

Дальше, можно читать акафисты разные. Например, купить книгу или в интернете найти «Акафисты в честь икон Пресвятой Богородицы». Пару раз в неделю точно, празднуется память какой-то иконы Пресвятой Богородицы.

Вы можете во время вечерней своей молитвы в иной день почитать вечернее правило обычной молитвы своей, правила к причастию, а можете в иной день посмотреть по календарю, память какой иконы Богородицы празднуется, а потом открыть акафист в честь этой иконы, и помолиться Господу перед иконой. В интернете есть все эти акафисты.

А иной раз можно несколько молитв, скажем, прочитать из вечерних молитв. Я вообще рекомендую вечерние молитвы не читать каждый день с начала до конца, а читать несколько молитв из вечерних молитв.

В следующий день другие молитвы. И добавлять к этим нескольким прочитанным молитвам, чтобы они, скажем, не навязали в зубах уже одно и то же. Прочитав несколько молитв, добавить что-нибудь другое. Вот, например, акафист в честь иконы Пресвятой Богородицы в какой-то день.

-3

А в иной день прочитайте несколько молитв из вечернего правила. Это я уже о вечернем правиле говорю или об утреннем. И молитву Иисусу 150 раз. 150 раз «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» по четкам.

Одно время у меня был обычай в семье, что, например, в воскресенье вечером вместо молитв, мы не читали молитвы никакие традиционные, я взял гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Они есть в интернете, у меня есть книжка толстая.

Это потрясающий текст, почитайте гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Вы можете просто по одному, по два, по три гимна почитать. Вслух, вслушаться в эти удивительные звуки, в эти слова.

Преподобный Симеон Новый Богослов – это величайший богослов. Только три человека у нас удостоились титула Богослов: Иоанн Богослов, Григорий Богослов, в четвертом веке жил, и преподобный Симеон Новый Богослов, поздний такой византийский автор, живший уже в конце первого тысячелетия.

Почитайте гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Какие это восхитительные тексты. Вы можете их вместо вечерних молитв использовать.

Кстати сказать, некоторые из этих гимнов и вошли в наше молитвенное правило. Например, правило молитвенной подготовки к причащению. Там так и написано. Помните, там молитва Симеона Нового Богослова. Почитайте эти гимны.

Очень много разных канонов существует, богослужебных канонов, текстов. Например, в Великом посту можно по частям, а то даже и весь сразу, читать канон Андрея Критского. Замечательные тексты, замечательные.

Можно в свой молитвенный рацион ввести употребление псалтири. Например, несколько молитв вечернего правила почитали и потом псалтирь, кафизму. Кафизма – это несколько псалмов.

И, конечно, в молитвенное правило и утреннее, и вечернее, и перед причастием должно включать как обязательнейший элемент, дорогие, нашу живую беседу с Богом. Вот если вы молитесь традиционными молитвами и чувствуете, что сердце загорелось, что хочется поговорить с Богом своими словами, оставьте молитвы, поговорите с Господом своими словами.

Потому что задача молитвы не дать нам какие-то тексты, которые мы должны зачитать, нет. Задача молитвы в нас возбудить ревность по Богу, согреть наше сердце, размягчить нашу душу, расположить ее на путь, развернуть в сторону Бога нашу зачерствевшую душу.

Поэтому, если вдруг слова молитвы достигли вашего сердца, душа умягчилась, хочется поплакать, постоять, ни о чем не говорить, просто постоять перед Богом, сделайте это. Очень важно, чтобы наша молитва была не просто каким-то вычитыванием, каким-то бубнением каких-то заученных молитв. Это страшно, меня коробит от слов «вычитать правила». Молитва должна быть общением с живым Господом.

Господь смотрит на нас, Он любит нас, Он слышит нас. И Он хочет с нами общаться, и мы должны с Ним общаться. Наша душа на самом деле тоскует, когда мы не общаемся. По Богу душа тоскует. Кому приходилось несколько дней подряд не молиться, чувствовали, да, наверное, что ты теряешь Бога, ты перестаешь его слышать.

Необходимо даже, может быть, себя за шиворот брать, понуждать себя и возвращаться к Господу. Опять начинаешь молиться и опять чувствуешь, что как-то и верится легко, и дышится легко.

Обязательно, дорогие, мы должны своими словами беседовать с Господом, рассказывать Господу о своих переживаниях, о своих радостях, о своих горестях.

Кто-то скажет:

«Но ведь Бог и так все знает. Да, и так все знает, но тогда зачем мы молимся?»

Потому что через молитву наши мысли, которые являются достоянием нас, мы обнаруживаем перед Богом, как бы представляем перед лицом Божьим. То есть молитва – это наше жертвоприношение, все тайное и сокрытое в нашей душе мы обнажаем перед Богом через молитву.

Вот как во время причастия мы берем хлеб и вино, обычные земные продукты. Что делаем? Представляем их перед лицом Божьим:

«Господи, сойди сюда и освяти это, соделай телом и кровью своим».

И Бог входит и соделывает хлеб и вино божественным таинством. Вот также и молитва: мы свои мысли, чувства, скорби, радости – все это берем в руки, обнаруживаем, произносим, артикулируем, представляем пред лицо Божие, приносим как наше жертвоприношение, и Бог с этим материалом начинает работать. Об этом можно много поговорить, но как-нибудь в другой раз.

Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко. Читайте ещё: