Накануне Нового - страшно сказать - 2013 (!) года в пригородных поездах нашей дороги «зайцев» воспитывали Дедушка Мороз и Снегурочка. А мы тогда пошукали контакты друзей и знакомых по миру и попросили рассказать, как там у них с безбилетниками
США, Франция
Юлия Папелис:
– В Штатах в 30-х, кажется, годах, когда продвигали идею личных автомобилей, автомобильные компании пролоббировали уничтожение железных дорог. Нужно было, чтобы люди брали кредиты, покупали личные автомобили и вкладывали деньги в экономику страны. Железные дороги сносились повсеместно, зато строились автодороги. Как итог, поезд – это очень дорогой транспорт, самолётом летать дешевле. На пассажирских поездах ездят совсем уж фанаты.
С электричками чуть получше: они не особо дорогие, но есть далеко не везде. Часто электрички соединены с метрополитеном, то есть в черте города поезда идут под землёй, а за городом – по поверхности. Но есть такое тоже далеко не в каждом городе. Навскидку могу назвать Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско.
А «зайцы» есть везде! Там, где я ездила на электричках, стоят турникеты на входе, которые нельзя миновать – пропускают только, когда покажешь билет. Но и тут жульничают – покупают билеты на две остановки, а едут три, например. Ещё есть «ручной» контроль, когда по поезду ходят контролёры и проверяют. Обычно они ходят на подъездах к популярным станциям. То есть проехать десять остановок до города, имея в руке билет только на две остановки, не получится – перед городом обязательно пройдёт контроль. Я не видела людей, бегающих от контролёров, как и не видела процесса выписки штрафа. Соответственно, не знаю, какие штрафы, но предполагаю, что очень ощутимые – Америка вообще страна законопослушная, маленьких штрафов там не бывает в принципе.
Ездила на электричках и во Франции. Там механический контроль на входе и на выходе. Все дисциплинированно платят. При этом на транспорте бывают беспорядки, особенно вечером, – часто можно увидеть арабов, галдящих на весь вагон, плюющих на пол, нагло оглядывающих женщин и сидящих с ногами на сиденьях. Но они честно оплатили проезд – не придерёшься!
Латвия
Наталья Дербина:
– Живу в Риге. Так как есть автобусы и самолёты, то ходит здесь всего несколько электричек и три пассажирских поезда – до Москвы, Минска и Санкт-Петербурга. Что касается безбилетников в пригородных поездах, то вот что я нашла в новостной ленте «Бизнес & Балтии»:
«Дочернее предприятие Latvijas dzelzcels - Elektrovilciens нанесло сокрушительный удар по любителям бесплатного проезда. Армия из 60 кондукторов заняла оборонительные позиции в вагонах электричек, следующих по маршруту "Рига – Юрмала – Тукумс". Эксперимент с введением кондукторов «обкатывался» на линии "Рига – Елгава" с 1 ноября прошлого года. Нововведение себя оправдывает, несмотря на расходы на зарплаты и обучение кондукторов. В первые недели ноября поток пассажиров резко снизился, но впоследствии население осознало удобства, связанные с наличием в вагоне кондуктора. Количество безбилетников на линии сведено практически к нулю, а из электричек исчезли традиционные бомжи и алкоголики, доставлявшие пассажирам немало неудобств.
Меняется и схема оплаты проезда. Теперь, если пассажир не купил билет на станции, кондуктор продаст ему билет в электричке с 50-процентной наценкой. Исключением являются случаи, если пассажир садится на станции, где по каким-то причинам касса закрыта.
Израиль
Ирина Медведева (Эльгарт):
– Электрички в Израиле… нормальные, чистые, современные. Не такие, как в России. И поезда, и автобусы ездят по междугородным маршрутам. Израиль по площади почти в 20 раз меньше Забайкальского края.
В автобусах нет безбилетников. Это невозможно. Система так устроена, что ты можешь зайти только через переднюю дверь мимо водителя, которому надо платить. А на поездах – тем более. Там система подобная той, что есть в метро.
Канада
Татьяна Преснякова:
– По поводу железных дорог в Канаде, в провинции Квебек, можно сказать следующее: как средство передвижения на дальние расстояния они стоят на третьем месте после автомобиля и автобуса. Не знаю, в чём там историческая и экономическая подоплёка, но поезд для канадца – это, во-первых, дорого (почти в два раза дороже, чем автобус, если брать стандартный тариф), во-вторых, долго и неудобно. К примеру, из Квебека в Монреаль идёт три-четыре поезда в день, в то время как автобус отходит каждый час. Поэтому в основном в Канаде железная дорога – для грузовых перевозок. И для студентов (они в России чаще всего попадают в число злостных безбилетников) – это точно не самый распространённый вид транспорта. Проверяют билеты в самом поезде. Кондуктор сканирует распечатанные билеты, либо прямо с телефона (твоего) считывает.
Не думаю, что в Канаде есть «зайцы». Технически, может, это и возможно, если бегать из вагона в вагон и прятаться в туалете. Но вряд ли кто так будет делать. Если поездом перемещаться дорого, то молодёжь садится на автомобиль, личный или с попутчиками – это целая развитая система, дешёвая и безопасная.
Германия
Михаил Троицкий:
– Турникетов нет, но есть штраф 40 евро. Или запись в досье в полиции. Это серьёзное нарушение, которое может повлиять на дальнейшие юридические решения.
Есть билеты выходного дня и так называемые земельные билеты, или региональные. За 32 евро можно впятером кататься весь день на простых поездах. Так вот, умельцы ездят по нескольку раз в край города, берут по несколько человек, кому в эту сторону, и так зарабатывают. Их уже контролёры в лицо знают, но они не нарушают ничего.
Ещё интересно: в экспресс-поездах, где дорогие билеты, кондуктор, проходя по вагону, просто смотрит на пассажиров. Если я вошёл только что – показываю билет, остальным – не надо. По идее, можно проехать так, на халяву. В связи с этим несколько раз проводят тотальные проверки на маршруте, если, например, бригада кондукторов сменилась.
В метро в Роттердаме покупаешь электронную карту, кладёшь на неё деньги. Потом при входе и выходе прикладываешь к турникету, в зависимости от этого стоимость проезда меняется. То есть стоимость зависит от того, сколько времени ты был в метро и делал ли пересадки.
В Голландии в скоростной поезд меня как-то раз не пускали по немецкому внутреннему аусвайсу (удостоверению личности), заграничный паспорт был в это время на оформлении визы.
Лаос
Галина Арефьева:
– В Лаосе нет поездов и электричек. Все ездят на частном транспорте, не очень развита общественная система транспорта. Могу смело сказать, что это есть главный фактор в борьбе с безбилетниками! Рядом Таиланд. Но, мне кажется, там людям даже в голову не приходит, что они могут прокатиться на халяву.
Наша справка
Из интервью президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина («Известия», 16 апреля 2013 года): «...важно изменить культуру нашего общества. Чтобы было неприличным, когда тебя задерживают за безбилетный проезд и попытку сбоку платформы залезть в электричку. И меня совершенно не убеждают заявления, что у нас народ такой бедный... Это всё отговорка. Здоровые мужчины, которые способны махнуть с платформы и на платформу с земли, могут заработать, чтобы оплатить проезд. А льготники должны получить дотацию от государства, как это и происходит».
А вам случалось быть "зайцем" в автобусе или электричке? Поделитесь. Тут все свои😉