Многим хочется роста в своей компании, повышения в должности, но мало кто знает, как делать карьеру. Ряд несложных правил и способов помогут сдвинуться с мертвой точки.
Многие до определенного момента даже не задумываются о том, как делать карьеру. В этом нет ничего плохого. Но однажды всё надоедает. Приходит понимание, что пора получить повышение, перестать бояться, начать влиять на свою жизнь. И тогда нужно определиться, как работать дальше и какие действия предпринимать, чтобы расти.
Вопросы о карьере перед стартом
Прежде чем перейти от мечты получить повышение и начать работать на другой должности в своей компании, стоит разобраться со своими мыслями, чувствами, желаниями. У многих людей карьера ассоциируется только с большим количеством денег и меньшим объемом дел на работе. Это не лучшее начало, потому что нет понимания, что конкретно делать, куда двигаться и зачем.
И если нет настоящего рвения делать что-то незнакомое и трудиться на новой должности, повышение сложно получить. И даже если удалось каким-то путем этого добиться, можно сильно разочароваться – большинство людей в таких случаях поражены разницей между ожиданием и реальностью.
Поэтому, прежде чем делать карьеру, стоит выбрать время и в тишине и поразмыслить. Задайте себе такие вопросы:
- Нравится ли мне работа именно в этой компании и в выбранном направлении?
Если вы оказались на своем месте почти случайно, просто потому, что так получилось, то можно расти уже сейчас, но параллельно стоит хотя бы подумать о смене организации. Карьеру лучше делать там, где всё нравится, и в той области деятельности, к которой, как говорится, «душа лежит».
- Правильно ли я представляю себе новую должность – зарплату, обязанности, загруженность?
Понаблюдайте на работе за людьми, которые выше вас на карьерной лестнице, или даже попробуйте разузнать всё подробнее. Это нужно не для того, чтобы в итоге отказаться от идеи. Важно трезво смотреть на будущую работу и морально подготовиться к новым обязанностям.
- Что я хочу получить в результате?
Если это деньги и статус успешного человека, стоит разобраться, что именно они вам дадут. Например, уверенность в себе, самореализация. До осознания глубинных целей порой сложно достигнуть результатов в карьере и финансах.
Мы живем в прекрасное время, когда у каждого есть возможность выбирать. Быть может, вы и не хотите работать в своей компании, но сейчас живете в очень маленьком городе, и вариантов лучше просто нет. Тогда есть смысл подготовиться, набраться опыта в течение нескольких месяцев, улучшить резюме, вырасти на текущем месте и получить повышение с переездом.
Почему так важно непрерывно расти в карьере
Если вы начнете делать карьеру и это станет нормой, вы всегда будете развиваться, учиться новому, достигать своих целей. Ваша жизнь будет более красочной, яркой, интересной.
Женщина, которая постоянно развивается и растет, в том числе на работе, чувствует себя лучше и свободнее. Ей приятен статус успешной в обществе, у нее достаточно денег, а ее возможности только растут. Она может выбирать, как ей жить. Она более уверена в себе.
Вы тоже можете жить так. И началом станет первый шаг: постановка цели. Задача – выстроить свою карьеру.
Как продвигаться по карьерной лестнице
Далеко не каждому начальнику интересно, чтобы его подчиненные шли на повышение. Большинству достаточно, чтобы все хорошо работали на своих местах. Поэтому нет мотивации, нет тренингов карьерного роста, а если интересная должность и освобождается, то в компанию ищут опытных людей со стороны, даже если обещали сотрудникам, что здесь можно будет сделать карьеру.
И всё же можно перешагнуть через это, показать себя нужным образом, сделать так, чтобы компания вас заметила. А иногда можно пойти другим путем: претендовать на более высокое место, но уже в другой организации.
Дам несколько правил, как известных, так и негласных, о том, какие существуют способы сделать карьеру. Помните, что некоторые из них можно и нужно совмещать для более быстрого результата.
Поставьте себе ясную цель
Это хорошо делать, когда вы уже задали себе все вопросы, описанные ранее, и получили на них ответы. Тогда увеличиваются шансы на успешный итог на пути к головокружительной карьере. Выстраивается цепочка желаний, у будущей цели появляются реальные очертания.
Когда у вас есть стремление, вы будете намеренно совершать те действия, которые помогут достичь успешного результата. Вы не станете ждать спонтанного повышения; не будет такой ситуации, когда вы случайно узнали о вакантной должности и подумали: «Ну ладно уж, схожу, а вдруг повезет?..» Ничего внезапного, только закономерности. Вы перестанете мыслить так, как большинство людей.
Вы зачастую будете знать об освободившихся вакансиях заранее. Научитесь готовиться к ним и в нужный момент делать успешный шаг, ведущий к нужному результату.
Регулярно поднимайте свою самооценку и уровень знаний
Порой человек даже не пытается получить повышение просто потому, что это кажется недостижимым, чем-то, что намного выше среднего уровня. К нам на программу «Мастер карьерного роста» часто приходят именно такие женщины. Они недооценивают себя. У них есть комплексы, связанные с работой:
- им кажется, будто они недостойны новой должности, что их кандидатуру даже рассматривать не станут;
- они не верят, что справятся;
- цель достичь нового уровня в карьере видится им чем-то заоблачным.
Над такой проблемой можно работать с психологом, и успешный результат вскоре придет. Но иногда, когда нет времени, желания или готовности идти к специалисту или на тренинги, такой блок мышления можно попробовать убрать самостоятельно. Для этого расширьте свой круг общения, включив в него людей, зарабатывающих больше, ведущих свой бизнес или занимающих более высокие должности. Способов несколько:
- обычный нетворкинг – знакомства с успешными людьми в реальной жизни;
- общение в фокус-группах, закрытых клубах по бизнесу, карьере и обучению, в рамках тренингов – чаще это доступно онлайн, что, впрочем, нисколько не хуже;
- плотная работа с наставниками;
- хорошим дополнением может стать чтение книг, просмотр интервью и видеороликов успешных людей.
К слову, первые шаги в этом направлении вы можете сделать, пройдя бесплатный тренинг по Мягкой Силе. Вас ждет много полезной информации.
Объясните компании, почему ей нужны именно вы
Интересный момент: хотя многие компании ищут людей строго по требованиям, далеко не все из этих требований действительно важны. В вакансии менеджера по продажам может значиться необходимость высшего образования, но работодателю гораздо важнее, чтобы человек умел продавать и зарабатывать для него деньги. И если кандидат умеет делать это лучше других, значимость высшего образования отходит на второй план – вполне подойдет среднее.
Для получения должности директора может требоваться солидный опыт успешной работы аналогичного характера. Но если у новичка или человека с небольшим стажем будут выявлены способности руководителя, опыт в смежном бизнесе, а также поток свежих идей по развитию, его возьмут как минимум на испытательный срок.
Поэтому, если вы чувствуете и знаете, что могли бы получить желаемую должность и замечательно с ней справиться, заявите о себе, даже если соответствуете не всем требованиям. Об этом лучше не упоминать, а сказать только в конце собеседования, когда вами уже заинтересуются.
Что действительно стоит делать:
- расписывайте свой опыт, свои заслуги и качества, которые помогут в желаемой должности;
- делайте интересные предложения – как по сотрудничеству на новом месте, так и по развитию компании;
- будьте спокойны и уверены в своих заслугах. Если с этим проблемы, подготовьтесь к собеседованию с помощью курсов ораторского мастерства. Оно еще не раз вам пригодится при постоянном карьерном росте.
Подход хорошо работает и в том случае, если не приходится ничего скрывать. Соответствуете требованиям? Всё равно не ждите ответа на резюме: сходите на собеседование и подробно распишите, почему компании нужны именно вы.
Стремитесь быть лучше всех в своей сфере деятельности
Если чувствуете, что вам в своей карьере никогда и ни за что не выйти на уровень выше посредственного, здесь может быть только два варианта:
- вы не на своем месте. Нужно поискать другую работу, где вы сможете быть ценным специалистом, легко и быстро делать карьеру;
- у вас проблемы с самооценкой. Если люди, с которыми вы работаете, постоянно вас хвалят, вероятно, вы сильно недооцениваете себя.
Когда вы занимаетесь делом, которое нравится вам и приносит удовольствие, то возможности роста будут значительными. Но не сидите на месте: обучайтесь, совершенствуйтесь, проходите курсы, которые могут расширить список знаний и навыков, повысить квалификацию. Найдите наставника в вопросах карьеры или развития в профессии.
Итог будет успешным. Либо вас заметят, либо вы существенно поднимете себе самооценку и в нужный момент сами заявите о себе.
Будьте настойчивы
Метод настойчивости хорош для тех, кто пока не может осознать своей ценности, но готов много сделать для компании, учиться, меняться и развиваться. Заключается он в том, чтобы убедить начальника рассмотреть вашу кандидатуру для повышения. Разумеется, полностью исключены такие подходы, как уговоры, упрашивания, угрозы и тому подобные вещи. Они скорее приведут к увольнению, чем станут козырем в переговорах.
Реальное поведение для успешного исхода в таких случаях должно выглядеть примерно так:
- Вы приходите к начальнику и уверенно заявляете, что хотите повышения.
- Говорите, какую работу уже можете выполнять, а какой можете научиться на месте или пройдя курсы повышения квалификации.
- Предоставляете аргументы, указывающие на то, что вы справитесь с новой должностью. Упоминаете, что именно вы можете сделать для организации.
- Говорите, что готовы рассмотреть варианты, в том числе пробные. Можно просить месяц или более для испытательного срока.
- Если к вам не прислушались сразу, важно сказать, что предложение действительно в течение неограниченного срока, а вы настроены серьезно.
- Периодически напоминайте о себе.
Во всём этом разговоре не должно быть стеснения, заискивания, просьб. Также недопустим тон человека, делающего одолжение. Вы просто приходите сказать, что хотите новую должность, что решили подняться на уровень «выше среднего». Ставите начальника в известность и предлагаете взаимовыгодные условия.
В любом случае вас выделят среди других, понимая, что вы более решительны, чем большинство сотрудников.
Наличие наставника – всегда плюс
Под наставником можно понимать как личного коуча, так и хорошего начальника, который будет буквально за ручку вести к новым вершинам. Если есть и тот и другой человек в жизни карьериста, это прекрасно. Если нет ни одного, его нужно искать.
Примечательно, что много финансов и времени на обучение тратят как раз успешные люди, которые уже чего-то добились. Чем больше растет специалист, тем больше он понимает необходимость дальнейшего роста. Казалось бы, парадокс, но это так. Кстати, повышения он тоже добивается быстрее.
Развивайте коммуникативные навыки и личностные качества
Я уже говорила о самооценке и о том, что бывает трудно поверить в шансы достичь успешного результата в виде новой должности. Каким же шоком для таких людей бывает познакомиться и пообщаться с кем-то, кто гораздо ниже них по уровню знаний и навыков, но давно работает на этом месте. Человек просто верил в себя, не сомневался, а также умел договариваться. И, возможно, обладал харизмой, а ее тоже можно развить в той или иной степени.
Над чем нужно работать:
- преодолением стеснения;
- умением легко общаться, говорить, слушать собеседника;
- ораторским искусством;
- умением презентовать себя;
- правильной речью;
- обаянием – улыбкой, доброжелательностью.
Всё это пригодится не только в работе и карьерном росте, но и в других сферах жизни.
Пробуйте нестандартные методы
Если в голову закралась безумная на первый взгляд идея относительно того, как добиться повышения, не гоните эту мысль от себя. Обдумайте ее на досуге. Возможно, в ней есть рациональное зерно. А может, это как раз то, что нужно именно в вашем случае?
Поставьте себе цель и подумайте, как ее достичь. Настройтесь на будущий успех. Всё начинается с решения расти, а после вы уже составите свой личный план, как делать карьеру. Стремление к цели без отклонения от выбранного курса всегда вознаграждается успешным результатом.