Введение
Вопрос, который обычно задают знакомые при встречах: «Чем занимаешьcя?» Когда я начинаю отвечать, что я теперь SEO специалист и моя работа связана продвижении клиентских сайтов, в их глазах проскальзывает недоумение и замешательство.
Итак, что же такое SEO? Можно ли все, что с этим связано объяснить простыми словами?
SEO расшифровывается как Search Engine Optimization. Это процесс повышения видимости вашего сайта в результатах поисковой выдачи.
Например, пользователь ищет в поисковой системе товар, который вы продаете, или услугу, которую Вы оказываете, и на первой странице поисковой выдачи находит ссылку на ваш сайт. Это, как правило и есть SEO или, если хотите, результат работы SEO специалиста.
Я бы сказал, что SEO - это облегчение поиска вашего сайта в Интернете.
Почему SEO имеет важное значение?
Выгоды SEO оптимизации сайта
- SEO может помочь получить больше трафика на ваш сайт из поисковых систем. Когда сайт занимает более высокое место в SERP*, его скорее всего увидят больше людей. Следовательно количество посетителей сайта возрастет, а значит, увеличится количество продаж, количество новых клиентов и наконец ваш бренд будет более узнаваем.
*SERP-это страница поисковика с результатами выдачи по вбитому пользователем запросу.
- SEO поможет вашему онлайн бизнесу укрепить доверие и авторитетность. Когда люди видят, что ваш сайт занимает высокие позиции в SERP, они с большей вероятностью поверят, что Вы являетесь надежным источником информации. Это особенно важно, если Вы что-либо продаете или пытаетесь продвигать какую-либо услугу.
- SEO поможет Вам обойти конкурентов. Если Вы работаете в конкурентной отрасли, SEO может помочь вашему сайту значительно опередить ваших конкурентов. Это даст вашему бизнесу преимущество и поможет переманить их клиентов.
Преимущества SEO перед другими каналами digital маркетинга
По моему мнению, SEO является основным каналом продвижения бизнеса в Интернете.
Другим важным каналом digital маркетинга считается контекстная реклама* в поисковых системах, а также в их каталогах и картах.
*контекстная реклама — это текстовые, графические и видео объявления, которые показываются пользователям, если они вводят в поиске запрос или интересуются определенной тематикой в интернете.
Третий по значимости канал – повышение репутации компании в социальных сетях.
Четвертым быстро развивающимся каналом является продвижение товарных карточек компании в маркетплейсах типа Avito, Ozon.
И так далее…
У каждого из этих каналов есть свои достоинства и недостатки.
Основной недостаток SEO канала –его инертность. Заметные результаты начинают появляться в среднем через полгода после начала работ над сайтом. Все это время Вы вынуждены инвестировать свои средства в SEO работы.
Тем не менее, недостатки SEO меркнут перед его основным достоинством. После окончания SEO работ ваш сайт в течении нескольких лет будет занимать ТОП в Google или Яндекс. Таким образом, на него бесплатно будут направляться значительные потоки клиентов из поисковых систем.
С контекстной рекламой все проще. Пока Вы платите, ваш сайт будет находится в ТОП поисковой выдачи. Кто-то пошутил: «Контекстная реклама - это любовь за деньги».
Однако контекстная реклама не всегда является конкурирующей альтернативой SEO, а наоборот часто становится катализатором SEO продвижения. Я говорю про Яндекс, так как этот поисковик ранжирует сайты на основе поведенческих факторов. Грамотно настроенная контекстная реклама улучшает поведенческие факторы сайта и тем самым помогает SEO каналу толкать сайт в ТОП.
(О поведенческих факторах читайте ниже).
Факторы сайта, на которые воздействует SEO
Поисковые системы оценивают сайты по множеству факторов для дальнейшего их ранжирования в SERP. Вот некоторые из них:
- Релевантность вашего контента. Поисковые системы стремятся показывать результаты, которые точно соответствуют поисковым запросам пользователей. Поэтому, если вы, пытаясь продвинуться по определенному запросу, добились того, чтобы ваш контент полностью релевантен* этому запросу, то вы уже сделали большую часть SEO оптимизации страницы.
*Релевантность –это соответствие, например, смыслу.
- Рейтинг популярности сайта. Поисковые системы учитывают уровень популярности (авторитетности) вашего сайта при его ранжировании в SERP. Согласно алгоритмам Google, сайты с большим количеством ссылок с других сайтов, скорее всего, будут располагаться выше в поисковой выдаче. Поэтому, если вы убедили владельцев авторитетных сайтов вашей ниши поставить ссылки на ваш сайт, то вы выполнили важную часть SEO оптимизации сайта.
- Поведенческие факторы. Например, множество посетителей вбивают в поисковую строку похожие по смыслу запросы, затем переходят на страницу вашего сайта, знакомятся с eё контентом и больше не возвращаются в поисковую систему, так как нашли все, что хотели. Накопив подобную статистику, поисковая система зафиксирует, что эта страница полностью закрывает потребность пользователей в требуемой информации и к вашему сайту можно относится с большим доверием. Такой алгоритм оценки качества сайта применяет Yandex. Таким образом, если вы на странице вашего сайта ответили на все вопросы клиента и «закрыли» все его сомнения, то вы хорошо поработали над SEO оптимизацией страницы.
Два слагаемых SEO оптимизации сайта
Существует два основных этапа SEO оптимизации сайта.
On-page SEO
Если говорить упрощенно, то основные работы в on-page SEO сводятся к созданию новых целевых страниц, релевантных тематике вашего сайта (включая конечно SEO оптимизацию уже существующих страниц), так как, чем больше количество целевых страниц, тем больше трафика с поисковых систем получает ваш сайт.
Основные работы
Итак, on-page SEO – это создание целевой страницы с контентом под определенную группу запросов* вашей целевой аудитории*. Причем контент должен обязательно содержать лучшие приемы и «фишки», подсмотренные у ваших успешных конкурентов.
*Группа запросов (или кластер) -это основной запрос плюс все его смысловые аналоги.
*Целевой аудиторией называются пользователи, которые заинтересованы купить ваш товар или приобрести вашу услугу.
Для создания максимально возможного количества целевых страниц необходимо:
- Собрать все группы поисковых запросов, которые использует целевая аудитория при поиске ваших товаров или услуг (в России это называется семантическим ядром). На этом этапе уже можно прикинуть сколько целевых страниц потребуется сайту, чтобы выйти в ТОП, так как одна группа запросов используется для создания одной целевой страницы.
- Провести анализ конкурентов (товарный ассортимент или ассортимент услуг; цены*; прочие коммерческие факторы, внедренные на страницах конкурентов). Внедрение на каждую целевую страницу результатов этих исследований является важной частью SEO оптимизации.
*Кстати, если ваши цены выше чем у конкурентов и/или ваша товарная линейка значительно уже, то откажитесь от SEO продвижения, иначе Вы напрасно «сольете» свой бюджет.
- Разработать по одному техническому заданию на создание или доработку каждой целевой страницы.
- Все страницы сайта должны без искажений открываться на ПК, на смартфонах и планшетах, что называется адаптивностью целевых страниц.
- На сайте должны работать все интерактивные кнопки.
- Страницы сайта должны открываться во всех браузерах, что называется кроссбраузерностью.
Off-page SEO
В большинстве случаев SEO работы «вне страниц» проводятся с целью наращивания внешней ссылочной массы и манипуляций с репутацией бизнеса в онлайн.
Создание обратных ссылок
Обратные ссылки* являются мощным сигналом прежде всего для Google о том, что ваш сайт популярен и авторитетен. Чем больше высококачественных обратных ссылок, тем выше ваш сайт в поисковой выдаче.
*Ссылка на ваш сайт с другого сайта называется обратной ссылкой или backlink.
Существует несколько способов создания обратных ссылок:
- Гостевой блоггинг. Вы написали пост с полезным, уникальным контентом, содержащим ссылку на ваш сайт. Затем вы обращаетесь к владельцу авторитетного сайта вашей ниши с предложением разместить этот пост у него на сайте. Это отличный способ представить свой контент новой аудитории и создать обратные ссылки на свой сайт.
- Размещение в каталогах. Создайте профиль вашей компании со ссылкой на ваш сайт в различных каталогах. Это быстрый и простой способ получить обратные ссылки на ваш сайт.
- Социальные сети. Делитесь своими материалами в социальных сетях и призывайте других делиться ими. Это поможет увеличить посещаемость вашего сайта и создать обратные ссылки.
- Поиск на авторитетных сайтах вашей ниши битых* исходящих ссылок. На страницах авторитетного сайта вашей ниши найдите исходящие ссылки, ведущие на несуществующие (удаленные) страницы других сайтов. Затем, обратитесь к владельцу авторитетного сайта с предложением заменить найденные битые ссылки ссылками, ведущими на страницы вашего сайта. Это отличный способ создать обратные ссылки на свой сайт без необходимости создавать новый контент.
*Битая ссылка – это ссылка, ведущая на несуществующую страницу сайта.
Улучшение репутации
Создание положительного образа вашей компании и её восприятие как надежного партнера- это важная составляющая off-page SEO, влияющая на ваши продажи.
Кроме того, если у вас хорошая репутация в Интернете, другие сайты с большей вероятностью будут ссылаться на ваш сайт.
Вы можете управлять этим процессом, осуществляя в интернете мониторинг отзывов, а затем своевременно реагируя на жалобы клиентов.
Также следует взаимодействовать со своей аудиторией в социальных сетях.
Вы должны отвечать на комментарии и вопросы, участвовать в соответствующих дискуссиях. Это поможет вам наладить отношения с вашей целевой аудиторией и повысить узнаваемость бренда.
Как создать SEO оптимизированный контент
Советы
Вот несколько советов по написанию SEO контента целевой страницы:
- Скопируйте из семантического ядра нужный кластер запросов. «Главный» запрос используйте в метатегах title и description, в заголовке h1, в первом абзаце контента, а остальные запросы в подзаголовках h2-h4, в абзацах текста, в подписях изображений и т.д. (Примеры смотрите ниже).
- Создайте контент, который полностью решает проблему вашей целевой аудитории. Например, при написании коммерческого контента я стараюсь придерживаться схемы: «Проблема потенциального клиента-предлагаемое решение-доказательство успешного применения этого решения на практике».
- Для облегчения чтения статьи разделите её на множество подзаголовков.
- Включите в контент изображения вашего товара или инфографику вашей услуги, видеоролики и т.д.
- Разместите в контенте одну исходящую ссылку на другие релевантные и авторитетные сайты, помогающие дополнительно решить проблему вашей целевой аудитории.
- Под статьей добавьте несколько виджетов с внутренними ссылками на другие ваши статьи той же тематики.
Важность исследования интента ключевых слов
Исследование интента* ключевых слов имеет первостепенное значение для написания SEO-текста. Мы должны четко понимать, какое намерение имеет пользователь, когда он вбивает в поисковую строку ключевые слова. Это позволяет создавать контент, который с большей вероятностью будет найден поисковыми системами.
*Интент- это намерение.
Например, если пользователь написал запрос “ iPhone”, то его намерение вероятней всего - увидеть страницу с листингом всех смартфонов Apple, которые Вы продаете.
Если же пользователь написал «iPhone 15», то его намерение - узнать цену этой модели и возможно сделать заказ.
Отбор и исследования ключевых слов неэффективно проводить только вручную. Онлайн сервисы типа Keyword Planner, SEMrush, Ahrefs помогают подобрать семантику для продвижения целевых страниц на латинице в Гугл. Для продвижения в Яндексе, можно использовать Wordstat, Keys.so и т.д.
Эти инструменты покажут объем поиска (частотность поиска) по различным ключевым словам и конкуренцию по ним.
Роль метатегов при оптимизации контента
Метатеги - это фрагменты кода, предоставляющие поисковым системам информацию о вашем сайте. Поисковые боты начинают изучение тематики целевой страницы с лингвистического анализа метатегов title и description:
- Тег title - это текст, который всплывает при наведении курсора на вкладку открытой в браузере страницы. Но главная его роль -это формирование названия сниппета вашей страницы в SERP. (см. нижеследующее изображение). Title должен быть четким, кратким и содержать ключевые слова.
- Тег Description - это краткое резюме контента страницы, которое появляется под тегом title. Оно должно быть информативным и увлекательным и побуждать людей щелкнуть по вашей ссылке.
Заключение
SEO может быть сложным и инертным в плане ожидания отдачи, но в долгосрочной перспективе инвестиции в SEO воздаются сторицей, так как стоимость лида* здесь в разы ниже, чем в других маркетинговых каналах.
*Лид –это потенциальный клиент.
Похоже, что сегодня серьезных альтернатив у SEO нет.