Найти тему
Этносы и Человек

Портрет эпохи - Зинаида Гиппиус

Какому дьяволу, какому псу в угоду?
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя убил свою свободу?
И, даже не убил - засёк кнутом!

Это она напишет 29 октября 1917-го сразу после совершённого большевиками переворота. И не ошиблась ведь, как показали последующие события.

Гиппиус вообще была весьма чутка к современности. А вот будущее представляла смутно. Как и прошлое.

Эта женщина с грустным, всё слишком хорошо понимаюшим взглядом действительно была символом своей эпохи. И понимала она больше других с детства. Бывают такие люди, которых и учить-то ни чему не надо. Они не познают этот мир - они вспоминают то, что знают изначально.

Всё, что она знает и чувствует в 70, она знала и чувствовала и в 7, - напишет о ней хранитель их с Мережковским архива Владимир Злобин.

Родилась она в городе Белёве Тульской губернии в 1869-ом - на излёте очередных российских реформ. Отец - обрусевший немец, мать - русская урождённая Степанова, дворянского рода.

И сразу с самого раннего детства девочка - "не от мира сего" Не случайно и образование системного не получала. Причина-то была уважительная - семья из-за службы отца часто меняла место проживания, поэтому вместо гимназий - гувернантки и самообразование через книги. Однако, цепь случайностей - это, как известно, невидимая рука закономерности.

Не нуждалась Гиппиус в системном образовании. Нуждалась она всего в двух вещах:

  • Первое - встретить того, кем могла бы восхищаться по-настоящему,
  • Второе - найти тех, кого могла бы восхищать.

И обе потребности были удовлетворены, как ни странно.

В 18 лет главная встреча жизни - с Дмитрием Мережковским. Сегодня об этом писателе, без пяти минут Нобелевском лауреате вспоминают редко, но это, отнюдь, не делает чести интеллектуальной русскоязычной элите. Думаю Мережковского ещё будут перечитывать особенно трилогии "Царство Зверя" и "Христос и Антихрист"

А Гиппиус, она сразу поняла-почувствовала, хоть и совсем юной девушкой была - силу мыслителя.

Именно интеллект её привлекал. Таким женщинам не физическое нужно от мужчины, а чтоб умней был, чем она сама. Детей в этом браке не будет, хоть и проживут супруги душа в душу 52 года, не разлучаясь ни на день. Их детьми будут идеи. Она сеет - он вынашивает и пишет.

К счастью, избранник оказался не только талантлив, но ещё и обеспечен материально.

-2

Большая квартира в Питере на Литейном проспекте, где они прожили 20 лет стала местом вызревания новой русской мысли, которой вызреть толком так и не удалось. Помешала первая мировая война.

О, да - Гиппиус не интересовало мелкое суедневное. Всякие простые человечьи заморочки, типа платьев и чувств сами по себе не так важны. Жить, как и блистать стоило ради великого. Например, ради взращивания новой интеллектуальной элиты, которая изменит Россию. А что? Взять и соединить религию и философию! Православная церковь после сращения с государством давно представляет из себя унылое зрелище. Так пора бы придумать что-то новое! Чем не достойная цель?

Конечно, она ошибалась. Слишком уж самонадеянно полагалась на силу литературно-философских кружков и салонов. Да и с поисками новой веры всё сложно. Если не церковь, то секта. А третьего в России не бывает.

Но кто тогда не ошибался? И кто не ошибался потом? А тогда в конце 19 начале 20-го, спустя век после декабристов сам бог велел верить и блистать.

И Гиппиус блистала в своей благодатной интеллектуальной среде. Собственно этим она и жила.

Писала очень тонкие философские стихи, вот например в 1916 за год до революции

Страшно от того, что не живётся — спится.
И всё двоится, все четверится.
В прошлом грехов так неистово много,
Что и оглянуться страшно на Бога.
Да и когда замолить мне грехи мои?
Ведь я на последнем склоне круга…
А самое страшное, невыносимое, —
Это что никто не любит друг друга…

Писала довольно посредственную прозу. Но самыми удачными получились у неё дневники. Так называемые:

  • Чёрная книжка,
  • Серый блокнот,
  • и Синия книга.

Писать качественные дневники тоже не всякому дано на самом деле. К тому же в то время писать то, что писала Гиппиус было просто смертельно опасно. 1917- 1919 годы как-никак. Новая власть расчищала место, не щадя ни старых, ни малых.

Потом историю перепишут и не раз. И только на страницах чёрной тетради и серого блокнота сохранятся короткие и страшные сводки того, что было и как. Какой ценой оплачена страна, которой суждено развалиться спустя 70 лет.

Но Гиппиус до этого, не доживёт. Она умрёт в эмиграции в 1945.

Спасибо за внимание!