Найти тему
Ural Outdoors

Три чуда Уреньги. Ноябрьский поход.

Ноябрь – хмурое время. Сколько бы раз мы не выбирались на ноябрьские праздники в горы, видимость всегда открывалась в радиусе метров пятидесяти.

Вопреки ожиданиям и статистике, погода стоит совсем апрельская. Голубое небо, слепящее солнце, сухой асфальт, где-то в тени леса дотаивают островки снега. Такая обманчивая обстановка поселяет мимолетный эфемерный восторг, ожидание чего-то большого и хорошего, как бывает разве что в мае.

Таким выдалось четвертое ноября. Мы едем по знакомым дорогам на Южный Урал, таким знакомым, что обычно уже и не обращаем внимания на окружающие красоты и достопримечательности. Но сегодня можно вновь остановиться и прогуляться, как впервые. Взять все лучшее от получившейся возможности никуда не спешить, ведь впереди три выходных дня, а поход по плану – однодневный.

Мы едем на Уреньгу – самый длинных хребет Челябинской области, вытянувшийся на 65 километров.

Уже не в первый раз останавливаемся в отеле Никольский в Златоусте. Тут есть разные варианты размещения на выбор. Основную часть времени мы проведем вне гостиницы, поэтому самый экономный вариант нам вполне подходит. Комфортный номер, включенный завтрак, да еще и вид из окна открывается прямо на Таганай.

Утром следующего дня погода была по-прежнему солнечная, а на небе не было замечено ни единого облачка. Нам предстоял путь минут в 30 до деревни Веселовка, откуда и начинается маршрут на Вторую Сопку – высшую вершину хребта Уреньга (1198).

-3

Путь проходил по неизменно живописным южноуральским дорогам. В какой –то момент показалась Уреньга, возвышаясь прямо над дорогой огромной стеной. С этого ракурса гора казалась огромной и неприступной.

-4

На подъезде к Веселовке от асфальтированной дороги отходит ухабистая грунтовка, устремляясь далеко вдаль. К прямым дорогам у меня особая неприязнь, какими-то тревожными они мне кажутся. Лишь бы она…

В Веселовке можно оставить автомобиль на стоянке около комплекса Веселая мельница. Возможность оставить машину в безопасном месте – большое преимущество. На Северном Урале, конечно, такое редко встретишь. Рядом с комплексом собралось уже несколько машин, снегоходчики готовились в путь. Мы уточнили направление и отправились.

Сомкнулись над головами кроны, стало темнее и тише. К счастью, пока мы шли по узкой пешеходной тропинке между сосен. Где-то поблизости журчал ручеек.

-5

Вскоре тропа все-таки соединилась с грунтовкой, и дальнейший путь проходил практически все время прямо. По этой дороге ездят не только снегоходы. Некоторые автомобилисты могут позволить себе пробраться ближе к вершине и сократить пеший маршрут.

-6

Но это не наша история, поэтому нам до вершины – более 9 километров.

-7

Эко-тропа, кстати говоря, хорошо промаркирована и называется «По местам Емельяна Пугачева», потому что тут во время восстания 1773 – 1775 гг. проходило его войско. По пути встречаются несколько «контрольных точек» со скамейками, беседками, и информационными стендами. Очень удобно, всегда знаешь, сколько позади, а сколько еще осталось.

-8

Так мы и шли до самого ретранслятора, откуда и начинается взлет на вершину.

-9

Тропа резко уходит ввысь, открываются первые виды на окружающие горы и тайгу.

-10

За деревьями наконец-то показываются курумные россыпи. Несмотря на то, что они немного не по пути и что мы по ним сегодня еще непременно напрыгаемся, мы сворачиваем на несколько минут, чтобы отдохнуть от одинаковых лесных пейзажей и порадоваться открывшимся просторам.

Курумник и тундровый ландшафт постепенно начинают доминировать, а лес становится все реже и ниже. Там, где путь проходит по камням, становится сложнее придерживаться нужного направления – тропа менее заметна, а слой снега еще слишком мал, чтобы на нем можно была разглядеть отчетливые следы.

-12

На предпоследней, кажется, остановке уже совсем горные пейзажи. Здесь даже установлены качели – вот насколько это популярное и нахоженное место.

-13

Виды открываются на 270 градусов (все-таки вершина еще не достигнута). Скалы тут очень необычной формы – совсем как книги. Что написано на страницах этих каменных книг? Не иначе как история древнейших гор на планете. Это первое чудо Уренги.

Скальные нагромождения становятся больше, выше и сложнее, и понимаешь, что вершина уже поблизости. Все тут будто бы идут туда, где кажется правильнее и безопаснее. На этом этапе пути мы выбрали направление, судя по всему не совпадающее с основным. Справа над нами высилась каменная стена, а слева разверзалась пропасть. Где-то там, далеко внизу, камни и тундра снова сменялись лесом, а на горизонте возвышались горы, среди которых можно узнать Иремель, Зюраткуль, Нургуш. Где-то там же Сатка утопала в смоге, между горами сверкало озеро Зюраткуль. Все это можно отсюда увидеть, и нам это уже очень нравилось.

-15

Так мы шли какое-то время, пока скала справа от нас не начала снижаться, а значит мы проскочили вершину. Мы стали искать более или менее удачное место, чтобы закарабкаться на скалу (назад ведь идти не хотелось). Пару раз закинув ноги выше головы, я увидела плоскую площадку и услышала голоса людей. И ведь точно, там сверху и проходила тропа; там же и была вершина. На эту площадку полетели сначала палки и рюкзак, а потом и мы выкарабкались. Вот и вершина.

-16

Теперь виды открылись на все вокруг – многие самые главные вершины этой местности, включая горы Таганая. Как всегда мы долго просидели на вершине, попивая чаек и болтая ножками, вглядываясь в залитые солнцем таежные дали и пытаясь определить как можно больше гор, нами пройденных и не пройдённых. Но больше всего манила Первая Сопка – еще одна вершина хребта Уреньга.

Вид на седловину и Первую сопку
Вид на седловину и Первую сопку

Вторую сопку, где мы и находимся, соединяет с Первой седловина, и, говорят (да и отсюда это хорошо обозревается), что именно на этой седловине находятся все самые интересные и высокие скалы. В конце концов решили простой пойти вперед в этом направлении, не торопясь погулять по местности, а там уж куда дойдем.

Склон горы по которому мы сейчас шли был под более толстым слоем снега, оттого, видимо, что большую часть времени находился в тени вершины. Откуда-то доносились необычные хрустальные позвякивания. Источником этой красивой горной музыки оказались ели. С одной стороны они зеленые и пышные, а с другой, наветренной, - куцые и сплошь покрытые ледяной коркой. Ветер покачивал ели, веточки бились друг о друга, подтаявшие на солнце льдинки время от времени падали, вот и получалась такая необычная песнь гор, солнца, льда и ветра. Еще одно чудо Уреньги.

-18

Ну а на третье чудо мы набрели немного дальше. Ранее нам встретились каменные книги, а теперь каменные дрова, которые мы там между собой прозвали из-за сходства: камни, торчащие вверх одним концом, были очень похожи на деревянные поленья.

Через некоторое время, неспешно прогуливаясь, мы дошли до первого каменного останца, как раз того, которые был виден с вершины Второй сопки.

-20

На первый взгляд он показался неприступным. Но, обойдя вокруг, мы нашли несложный способ забраться на площадку на его вершине.

Вид на Вторую сопку с седловины
Вид на Вторую сопку с седловины

Вместо того, чтобы торопиться на Первую сопку и пытаться вместить в один день как можно больше, мы решили провести немного времени в этом уединенном месте, а остальные красоты Уреньги оставить на следующий раз (мы уже строили планы пройти Уреньгу траверсом).

-22

Пришло время возвращаться. Когда спустились до ретранслятора, солнце уже клонилось к закату, пряталось за кромкой леса.

-23

Вечерние сумерки еще продолжались долго, и фонариком пришлось воспользоваться только на последнем километре. Темнота все-таки сделала свое дело и немного сбила нас с пути. Мы шли и шли, а ручья, что был в начале пути, нигде не видели и не слышали. Вышли в другом месте - как раз на той самой дороге, которую я видела при подъезде к Веселовке. Не такая уж она и страшная и тревожная, эта дорога, даже не смотря на темноту. Последние сотни метров шли, постукивая палками по асфальту.