Ученый, педагог, организатор науки и замечательный человек
16 декабря 2023 года отмечает свой юбилейный день рождения удивительный Педагог с большой буквы, видный ученый, талантливый управленец и прекрасный организатор образования и науки, милая и обаятельная женщина Ангелина Владимировна Шаханова.
Она происходит из известного старинного рода черкесогаев. Её отец Шаханов Владимир Дмитриевич много сделал для развития системы образования в республике, возглавлял школы, работал в органах исполнительной власти, ответственным секретарем республиканского общества «Знания», мама Софья Михайловна - преподаватель русского языка и литературы. Поэтому выбор профессии Ангелиной Владимировной был предрешен. Решение было верным как для нее самой, так и для образования Адыгеи и России.
Это одна из немногих семей в Адыгее, в которой сразу две высшие награды республики - медали «Слава Адыгеи» - у отца и дочери.
Ангелина Владимировна родилась 16 декабря 1948 года в ауле Кошехабль, семья прожила в этом ауле 32 года, являясь образцом высокой культуры и ответственности. В 1966 окончила с золотой медалью Кошехабльскую СШ № 7, в 1967 году поступила на химико-биологическое отделение факультета естествознания АГПИ. После завершения учебы в 1972 году была принята на работу на факультет естествознания.
Вся ее профессиональная жизнь (более полувека) связана только с одним учебным заведением – с Адыгейским государственным педагогическим институтом и с Адыгейским государственным университетом. Она здесь училась, здесь состоялась как педагог и как ученый, с ее именем связаны определенные вехи развития ее любимого факультета, любимой кафедры, любимого института и университета.
После окончания АГПИ, с 1972 г. по 1976 г. работала ассистентом кафедры зоологии факультета естествознания. В 1976 г. поступила в очную аспирантуру Института возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР. В 1980 г. защитила под руководством д.м.н., академика РАО Д.В. Колесова диссертацию «Развитие соматотропной функции гипофиза у мальчиков 9-17 лет в процессе полового созревания» на соискание учёной степени кандидата биологических наук по специальности физиология. В 1986 г. А.В. Шахановой присвоено учёное звание доцента. В 1998 г. в диссертационном Совете Института возрастной физиологии РАО (г. Москва) А.В. Шаханова защитила докторскую диссертацию «Влияние расширенного двигательного режима на онтогенетическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков» по той же специальности. Затем переведена на должность профессора кафедры физиологии. Учёное звание профессора по кафедре физиологии человека и животных присвоено в 2003 г.
Талант Ангелины Владимировны как ученого, организатора образования в полной мере раскрылся после 1996 г., когда ей было поручено руководить научным направлением деятельности университета в качестве проректора по науке.
Следует подчеркнуть, что период был очень сложным, противоречивым, требовал принятия быстрых и верных управленческих решений, причем в условиях неопределенности, недостаточной ясности о происходящих процессах, целях и задачах, основываясь на собственном профессионализме и интуиции, понимании общих проблем и их представлении в конкретных решениях. Сохраняя миссию, идеи, ценности вуза, развивая новые традиции новаторства, 20 лет ею обеспечивалось обновление научного развития университета. В первую очередь решался вопрос о соответствии интеллектуального и ресурсного потенциала вуза высоким аккредитационным критериям классического многопрофильного университета. Через три года работы это соответствие было достигнуто и подтверждено Министерством высшего профессионального образования РФ.
Именно разрешение проблем кадровой политики в университете позволило перейти от стратегии выживания к стратегии развития, и жизнь показала верность этого выбора - стратегия реализована в конкретных делах, значимость каждого из которых со временем только становится все отчетливее видной.
Основой создания новых знаний, освоения инновационных технологий, подготовки высоквалифицированных научных и научно-педагогических кадров, стала консолидация интеллектуального ресурса: сформировано 10 научных школ, 42 научных направления применительно к решению задач стратегического развития АГУ. Одно из актуальных направлений возглавила профессор А.В.Шаханова.
Научные школы стали эффективным инструментом формирования у молодых ученых, аспирантов, студентов исследовательского стиля мышления, платформой для подготовки докторских и кандидатских диссертаций. В результате рост остепененности преподавателей приобрел системный характер.
Развитие научно-образовательной среды, направленной на ответственное мотивированное достижение качественных результатов в научной деятельности, потребовало создание мотивационно-ориентированной кадровой политики, разработки системы стимулирования профессионального развития ППС, принятия соответствующих управленческих решений.
Для формирования стратегического кадрового резерва были созданы условия по подготовке и защите докторских и кандидатских диссертаций, на базе АГУ открыты с опорой на собственный научный и кадровый потенциал новые специальности докторантуры и аспирантуры. Если в 1998 году аспирантура функционировала по 10 специальностям, то уже к 2012 году по 23 специальностям и 10 направлениям подготовки. Была расширена сеть диссертационных советов: в 1998 году – 3 диссертационных совета по защите только кандидатских диссертаций, тогда как в 2008 году уже 8 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области гуманитарного и естественно-научного знания.
Целевая модель классического университета предусматривает стержневую роль науки, создание интегрированной платформы для развития качественного образования. Рассматриваемая таким образом А.В. Шахановой проблема привела к изменению структурирования научного поля, интегрированию научного потенциала кафедр, научных школ, к созданию научно-образовательных учебно-исследовательских лабораторий и в конечном счете к основанию в 2009 году Научно-исследовательского института комплексных проблем.
НИИ КП АГУ стал играть роль коммуникативной, экспериментальной и творческой площадки формирования вузовского научного сообщества, «инновационного полигона» для развития проектной деятельности, подготовки докторских и кандидатских диссертаций. Было обеспечено тесное взаимодействие между заведующими кафедрами, научным руководителями центров и лабораторий, руководителями аспирантуры и председателями диссертационных советов.
Выполнялись крупные проекты в рамках Российского научного фонда, а также по федеральным целевым и ведомственным программам «Развитие научного потенциала высшей школы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Вуз также участвовал в выполнении крупных международных проектов. Исследования АГУ поддерживались 20 зарубежными благотворительными фондами и заинтересованными организациями. Наукоемкие инновационные проекты были представлены на выставке глобальных инвестиционных проектов на международных инвестиционных форумах «Сочи-2008», «Сочи-2014», на крупных инновационных мероприятиях в Москве, Сколково, Крыму, Ростове-на-Дону, Краснодаре.
При таком широком спектре управленческой деятельности, Ангелина Владимировна оставалась эффективно работающим ученым и преподавателем.
Её всегда окружали и окружают многочисленные ученики- бакалавры, магистры, аспиранты, докторанты. С ними она бывает и строга, когда нужно, и в то же время заботлива, отзывчива, замечает и реагирует на все, что для них важно в их жизни. Именно поэтому ученики относятся к ней как к своей матери. А все вместе формирует из них закаленных и преданных своему делу исследователей.
Высокий уровень компетентности и способность к генерации идей, блестящая эрудиция, широта мысли, энергетизм, восприимчивость к новому, талант исследователя и в то же время разумный консерватизм, проявляющийся в сохранении ценного опыта, накопленного предшественниками, позволили Ангелине Владимировне в течение многих лет быть ведущим физиологом Адыгеи, Северного Кавказа и России, признанным специалистом по разработке фундаментальных направлений в области теории онтогенеза и адаптации человека.
Ее научное долголетие является закономерным результатом многолетней самоотверженной работы. Достаточно сказать, что в арсенале научных трудов юбиляра более 200 монографий, учебных пособий и статей.
Эффективной формой достижения научного результата вузом, непрерывной составной частью системы стала организация научно-исследовательской деятельности студентов, развитию которой Ангелиной Владимировной уделялось особое внимание.
Она, безусловно и без сомнения, настоящий труженик. Созданная ее стараниями и построенная на результатах ее деятельности научная школа «Физиологические механизмы морфогенеза и адаптогенеза в условиях полимодальных воздействий окружающей среды» успешно живет и конкурирует на равных с ведущими научными физиологическими школами России. Основатель и руководитель научной школы должен обладать такими качествами, как честное, самоотверженное служение избранному делу – делу педагогической науки, творчества, образования и воспитания и быть духовным учителем, уметь сказать больше, чем произнесено. Именно этими высокими качествами отличается Ангелина Владимировна. Она воспитала большое число учеников. Поэтому, кадровый состав научной школы представлен как учеными с большим стажем научно-исследовательской деятельности, так и молодыми исследователями. Под руководством А.В. Шахановой и в рамках деятельности ее научной школы защищено 9 кандидатских диссертаций.
Её талант ученого, авторитет сильной личности, доброжелательность и понимание процесса научной деятельности, людей, занимающихся наукой позволили ей организовать диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности физиология, объединив для этого высокопрофессиональное экспертное сообщество Юга России и более 15 лет успешно обеспечивать его бесперебойную работу. Широта и глубина понимания процессов, происходящих в состоянии человека под воздействием внешней среды, позволяют ей успешно в течении многих лет работать в диссертационном совете при АГУ по физической культуре и спорту.
За успешный и добросовестный труд А.В. Шаханова:
- в 1988 г. от имени Президиума Верховного Совета СССР удостоена медали «Ветеран труда»
- в 1990 г. награждена почётным знаком Министерства народного образования РФ «Отличник народного образования»
- в 2001 г. Министерством образования РФ - знаком «За развитие научно-исследовательской работы студентов»
- в 2004 году ей присвоено звание «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея»
- в 2011 – «Заслуженный работник высшей школы РФ»
- в 2016 г. награждена медалью «Слава Адыгеи»
От всей души поздравляем Вас, дорогая Ангелина Владимировна, с этой достойной уважения датой. Крепкого здоровья, долгих лет жизни Вам и всем членам Вашей семьи, неизменного успеха во всех делах! Желаем Вам реализовать все свои планы, уверенно вести за собой учеников, выдвигать и реализовывать новые идеи!
Коллеги и ученики