О проблеме присутствия РПЦ в российских светских школах я пишу давно. Все начиналось с того, что в школах стали изучать основы религиозной культуры, через которые церковь пыталась приобщить учащихся к "основам православной культуры". Но чаще всего выбор родителей падает на светскую этику, поэтому проект частично не реализовался. Но это 4 класс. Затем РПЦ продвинуло преподавание религиозной культуры в средней школе с 5 по 9 класс в рамках предмета ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России).
Однако амбиции церкви не имеют границ, поэтому иерархи стали заключать дополнительные договоры с образовательными министерствами. Так произошло в Самарской и Курганской областях, где священники рассказывают школьникам о "правильном и неправильном мировоззрении", прививают к православным праздникам и традициям.
Примеров церковного влияния на школьное образование много, о них я публиковал отдельные материалы.
Но сейчас РПЦ бросила взор на преподавание истории. Митрополит Тихон (Шевкунов), который теперь Крымский и Симферопольский, на днях сказал следующее:
"Мы не навязываемся, церковь отделена от государства, а школа от церкви. Но мы можем помочь в вопросах истории, так как у нас много историков, глубоко знающих и античную историю Крыма, и средневековую, и современную. Мы можем всячески содействовать тому, чтобы школьники побывали и прикоснулись к нашим святыням".
Тихон предлагает церковную поддержку в виде священников-историков, а также экскурсии по святыням.
С похожим мнением выступил зампред информационной политики РПЦ Вахтанг Кипшидзе:
Церковь действительно хранит объемные культурно-исторические знания, ценность которых очевидна для отечественного образования. Значение этих знаний выходит за рамки религиозной общины и нередко носит общенародный характер, они составляю часть нашей национальной идентичности. Даже в условиях светскости образования можно найти формы сотрудничества церкви и школы в передаче этих знаний молодому поколению.
Так, служители РПЦ пытаются продвигать собственную повестку в том числе на светских уроках, направляя соответствующих священников в школы.
История в школах - это в первую очередь идеологический проект, который закрепляет в уме школьника знаменательные события и взгляды, которые он должен усвоить как гражданин. Когда мы поднимаем разговор о присутствии священников на уроках по истории, чего мы хотим добиться?
Единственный итог таких изменений - усиление межрелигиозной напряженности. Когда в одном регионе представители церкви будут по-своему трактовать события церковного раскола, установления патриаршества, распространения православия в восточных регионах России, то в другом национальном регионе увидят в этом вызов и пригласят на светские уроки имамов или буддийских лам для настройки "правильного взгляда" учеников на историю.
Вместо того, чтобы сохранить светский подход к рассмотрению истории, который бы не разделял учеников по религиозному признаку, у нас продвигается инициатива, которая обязательно будет разламывать людей по конфессиональному признаку.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.