Все люди чётко делятся на три категории.
Первые твёрдо уверены, что "где родился, там и пригодился". То есть если тебе плохо, проблемы в жизни, нет работы и вообще всё раздражает, то всё равно уезжать никуда не стоит. На чужбине будет ещё хуже.
Вторые... они... вялые, у них всё то же самое, что у первых, только о переезде они мечтают, думают, просчитывают. В конце концов всё заканчивается тем, что поездив по стране, им нигде не нравится и они переходят в первую категорию.
Третьи - это живчики, которые не боятся ничего и в случае проблем меняют место жительства при первом же подходящем случае. Их девиз - лучше пожалеть один раз о переезде, чем всю оставшуюся жизнь жалеть, что не переехал.
Узнаёте в себе одну из категорий?
Есть у меня знакомый однокурсник. Скоро стукнет 50, а он всё мечтает переехать на землю, купить гектар земли и организовать хозяйство, станет жить по законам земли и обретёт счастье... а сам... работает сторожем на предприятии и всё, что делает сбычи мечт... читает книги Мегрэ и смотрит в окно в режиме 8/5.
Естественно, мой сегодняшний рассказ совершенно не о нём.
Всё детство и юность Ольга прожила в Тюмени. Всё, как у всех, работу работала, жизнь жила, мужа любила, детей воспитывала. Единственная проблема, которая вылезла далеко не сразу, начали болеть дети. Практически синхронно, как будто сговорились, то у одного что-то вылезет, то у другого. Поликлиника стала практически вторым домом, а таблетки и лекарства второй едой. Возникли проблемы на работе.
Один из докторов сжалился над мамой вечно болеющих детей и посоветовал:
- Поменяйте климат, детям нужно что-то помягче.
И Ольга после долгих раздумий решилась на переезд.
Но куда?
Во-первых, с деньгами было совсем не так радужно, как у многих переезжающих в Калининград, Москву или Краснодар.
Во-вторых, наверное, кроме Калининграда климат на разрекламированных югах далеко не такой райский, как это рассказывается риэлторами. О каком рае может идти речь, когда летом по тебе долбит +55, а зимой продуваем промозглая сырость, хочется залезть под батарею и поскулить. Многие сибиряки, привыкшие к стуже в -50, не выдерживают южных -5.
И тогда Ольга приняла решение переехать в Псковскую область - край непролазных лесов, болот, тысяч озёр и "Деревенского блокнота". Правда для будущей жизни выбрали не округу города Пустошка, оккупированную деревенскими блоггерами, а более северный Печорский район, практически приграничную с нашими совсем уже не братьями-прибалтами, деревню Сорокино.
Ольга влюбилась в этот край лесов и озёр, полный грибов, ягод и полузаброшенных деревень. В деревне Сорокино до приезда женщины жило примерно полтора человека, из которых один постоянно, а половина приезжала только на лето, как дачник.
Все крутили у виска в немом вопросе:
- Зачем?
И, действительно, зачем переезжать в деревню, где нет никакой цивилизации, нет работы, даже не на что существовать. Ну купишь ты хоть 20 гектар земли, хоть 100, а что дальше? Псковщина - один из самых депрессивных регионов нашей страны. Да и не поднять крепкое фермерское хозяйство семье с несовершеннолетними детьми без связей и миллионных инвестиций.
Ольга нашла способ заработать деньги!
Она вспомнила своё давнее тюменской увлечение выпечкой. И соединил его с традиционным псковским ремеслом, которым всегда славится этот регион: пряниками и хлебом. Ольга начала печь пряники и торговать ими. Сначала приходилось выходить даже на трассу (с пряниками, естественно), после чего пришла идея разводить пряники по округе, в том числе в Псков, и торговать ими в туристических местах.
Со временем ольгины пряники так полюбились туристам, что её выпечку стали принимать на реализацию магазинчик и лавочки во множестве торгующих вокруг кремля, крепостей, храмов и прочих туристических достопримечательностей. Семейный бизнес начал приносить ощутимую прибыль, но его всё равно было маловато для полноценного содержания семьи. Да и, если честно, это была работа на износ, когда прихожилось по ночам печь, а днём торговать.
Жить-то когда?
В один из немногочисленных свободных дней, Ольга пошла с детьми гулять на дальнюю окраину деревни. Сразу за домами там текла небольшая безымянная речушка, пробившая в земле довольно крутой овраг. Семья уселась на краю оврага и смотрела на реку. И тут под навесом тени от густых вековых деревьев они увидели нечто. Это были развалины какого-то строения. Дети, как заправские чингачгуки решили его обследовать и вскоре стало понятно, что это за строение: это была полуразрушенная старая водяная мельница.
Оказывается, когда-то полузаброшенная деревня была довольно большой, на реке стояла мельница и крестьяне со всей округи приезжали туда молоть зерно. В деревне процветало хлебопекарное производство, она славилась пряниками и потрясающе вкусным хлебом. Однако, в начале ХХ века водяная мельница оказалась ненужной, деревня пришла в запустение, жители разъехались. Всё же правило "где родился, там и пригодился" работает далеко не всегда.
Именно эту, стёртую временем мельницу, и обнаружила в глубоком овраге на окраине деревни Ольга.
Сначала находке не придал большого значения. Мало ли что можно найти в полу разрушенных поселениях. Однако, со временем пришла мысль, что находка была ДАНА семье неспроста. Ольга задумалась над тем, чтобы попытаться восстановить мельницу, построить несколько красивых домиков и начать приглашать туристов уже в саму деревню.
Уверенность в правильности задуманного окрепла, когда к Ольге прямо в дом, на её мини-производство пряников, попросила на экскурсию одна из псковских школ. Дети с восторгом посетили мастер-класс по выпечке пряников и деревенского хлеба на закваске. Через несколько дней ещё одна школа попросилась на экскурсию, ещё одна и ещё.
Построить небольшой туристический объект, место для сельского туризма помог областной грант от центра по инвестициям в малое предпринимательство. На эти деньги была куплена земля, построен небольшой хутор в виде крепости, пара декоративных изб и центральное помещение для проведения мастер-классов.
И семья начала приглашать туристов прямо к себе в глухую псковскую деревню, располагающуюся в 17 километрах от границы и в 25 километрах от Пскова. Заключили договора с туристическим организациями, экскурсоводами, разработали программу развлечений, список мастерклассов. И, что особенно важно, пригласили в свой хутор других мастеров: по гончарке, керамики, текстилю.
Со временем забытое богом и людьми место стало настоящей деревней мастеров. Она вошла в ТОП-3 туристических мест Псковской области. Всё туристы знают её под названием "Хлебный хутор".
Сегодня это крепкий, стабильно развивающийся бизнес в сфере рукоделия, ремесла и туризма. Он позволил восстановить деревню, сделать её привлекательной для людей, не просто для посещения, но и для жизни. В хутор даже сейчас приезжают туристы из ближнего и дальнего зарубежья.
Конечно, многое ещё предстоит сделать, построить, но семья Ольги на правильном пути. Она нашла тот формат, который позволил не просто выжить в непростой ситуации переезда, но и построить прибыльный бизнес, своё дело. Сегодняшняя действительность намного превзошла то, о чём даже не пыталась мечтать женщина, переехавшая в другой регион с несовершеннолетним детьми.
А теперь давайте задумаемся вот над чем: удалось бы женщине добиться того, что у неё есть сейчас, если бы она сидела на том самом месте, "где рождаются и пригождаются".
Я думаю, ответ очевиден!