Найти тему
Шеф, поехали!

В Узбекистан на машине. Часть 1: Оренбург - Шымкент.

Вначале выбор между автомобилем и самолетом для меня не вставал, поскольку я много путешествую и почти всегда на автомобиле. Но по мере продвижения по маршруту все чаще стал рассуждать на тему "за или против", и на чем остановился в результате, можете понять по ходу статей.

Конечная цель нашего путешествия. Солнечный Узбекистан
Конечная цель нашего путешествия. Солнечный Узбекистан

Наш маршрут пролегал через Оренбург, Байконур, Шымкент, Ташкент, Шахрихан, Ахангаран, Самарканд, и закончился в Бухаре. Всего 3426 километров в одну сторону. Из Бухары в обратную сторону нас подмывало отправиться через Нукус, Атырау, Уральск, ведь это аж на 800 километров короче, но, начитавшись отзывов о качестве дорог на этом участке, решили уехать по тому же пути, что и приехали. Итак, впереди нас ждет почти семь тысяч километров увлекательного путешествия.

Специально к поездке не готовился, поэтому озадачился казахской страховкой уже будучи в пути. За пару часов в омской фирме kazpolis.ru мне все организовали и к пересечению казахской границы я уже был готов. Кстати говоря, сами пограничники ее не спрашивали, но "гаишники" все, как один рассматривали PDFку страховки на смартфоне.

Первое пересечение границы в районе поселка Жайсан у нас заняло ровно сорок пять минут. Стандартная процедура осмотра автомобиля и паспортного контроля. Русские погранцы вообще красавы, спокойно, четко, достойно. Казахские пограничники, видимо под влиянием близости российских, ведут себя спокойно. Кстати, когда вы будете пересекать границу Казахстана вам лучше предъявлять загранпаспорт, так как им вы будете пользоваться въезжая в не входящий в Таможенный Союз Узбекистан. Предъявив штамп о въезде в Казахстан вы исключите дополнительный повод раскрутить вас на денюжку или повыносить мозг.

За КПП, вопреки нашим ожиданиям, никто к нам не кинулся менять тенге на рубли, поэтому, если заранее не побеспокоились о казахской валюте, смело обращайтесь с вопросом обмена к дальнобойщикам, следующим в сторону российской границы. Пересечь страну (2 ночевки, ГСМ, питание) нам хватило 12000 рублей (60000 тенге). К слову, никакие карты на протяжении всего пути не работали. Запасаемся наличкой. Доллары можно не покупать, рубли берут все обменники. К тому же, в Казахстане рублями можно расплатиться на заправках и в мотелях.

SIM карт за КПП тоже не продают, поэтому советую заранее позаботиться о связи. Наши симки отрубились уже на российском КПП. В принципе, дорога достаточно прогнозируемая, нам было достаточно заранее закаченного маршрута в навигаторе и вайфая в мотелях. Но если не захотите рисковать и купите симку, то попросите продавца сразу поставить ее вам в смартфон и убедиться, что она начнет работать.

Организация дороги Жайсан-Шымкент (это порядка 1700 км) на высшем уровне. За исключением участка Актобе-Карабутак (это около 150 км, из которых добрая половина - разбитое покрытие), дорога представляет собой ровное зеркало асфальта.

Ровная лента шоссе с идеальным асфальтовым покрытием
Ровная лента шоссе с идеальным асфальтовым покрытием

По пути следования не приходится пересекать населенные пункты, тем более нигде не встретить светофоры и знаки, неприлично ограничивающие скорость. После Кызылорды и вовсе четырехполоска с кое-где разрешенными 120 (130 с учетом нештрафуемого порога) км/ч. По городским улицам пришлось проехать только в Туркестане и самом Шымкенте. По дороге много зон отдыха с эстакадами и чистыми! уличными туалетами.

Вальяжно шагающие верблюды, поедающие кусты колючек, нехотя уворачиваются от излишнего внимания с нашей стороны..
Вальяжно шагающие верблюды, поедающие кусты колючек, нехотя уворачиваются от излишнего внимания с нашей стороны..

Повсюду штендеры с изображением коров и лошадей, это их большая проблема - бесхозно гуляющие вдоль дорог стада, и периодические наезды на животных. Вместо того, чтобы дрючить владельцев скота, правительство решило поднажать на транзитных водителей, читая им политинформацию на тему почему вредно давить животных. Но эффективность такой меры явно, и даже ожидаемо слабая, туши бедных коров кое где "украшают" обочины.

92 бензин 205 тенге (41 рубль) за литр, Газ пропан 55-65 тенге (11-13 рублей) за литр, но с газом были повсюду перебои. Холостые заезды на заправки доставляли некоторые неудобства. Это немного задерживало нас в пути, но, с другой стороны давало возможность "попинать колеса" и покурить. На всем пути заправок класса люкс с просторным павильоном, торговлей и кафе практически нет, но и цена/качество имеющегося сервиса достаточно приемлемы. Провести ночь в мотеле 5000-6000 тенге (1000-1200 рублей), поужинать 3000-4000 тенге (600-800 рублей) на двоих.

Первая ночевка нас застала на окружной Актобе. Неплохой семейный мотель. На обратном пути остановились здесь же и нас уже встречали как своих
Первая ночевка нас застала на окружной Актобе. Неплохой семейный мотель. На обратном пути остановились здесь же и нас уже встречали как своих

Камер фиксации скорости нет практически на всем участке дороги, но повсюду барражируют патрули с мобильными камерами могут ехать навстречу, могут пристроиться сзади, проблесковые маячки могут не включать и поэтому можно не заметить их заранее. В случае превышения разворачиваются и начинают прессовать, пытаясь отжать себе на руку пятачок. Официальный штраф за превышение до 20 км/ч 3500 рублей, до 40 км/ч 7000 рублей. Свет фар включать обязательно, это еще одна причина вас остановить. Казахские полицмены знатные коррупционеры, но они тоже люди, разговор по душам и просьба чтобы писали протокол. В большинстве случаев вам вернут документы побурчав на прощание чтобы не нарушали. Пока они будут вас описывать, пропустят верный чирик с другого зазевавшегося водилы. Ну, даже если пойдут на принцип и заполнят, то не факт что протокол успеет попасть на границу до вашего возвращения, а оплатить штраф можно и там, законно. Так что, лучше включаем 109 (100 плюс 10 нештрафуемый порог) км/ч на круизе и релаксируем, осматривая окрестности и размеренно объезжая попутные фуры.

Итак, мы подъезжаем к бордовой точке нашего путешествия, конечного населенного пункта Казахстана на пути в Ташкент - Жибек Жолы. Все самое интересное только начинается и будет описано в следующей статье.