Найти тему
ABBAS DJUMA

Репортаж: Как живет Ливан во время войны

Оглавление

Оригинал статьи на РТ на английском языке тут

© RT / RT
© RT / RT

За последние несколько лет Ливан насмотрелся всякого. Сперва были организованные по известной методичке митинги, напоминавшие поначалу карнавал, но вскоре переросшие в настоящую катастрофу. Страну накрыл валютный коллапс и как следствие, сильнейшая инфляция. Потом был мощный взрыв в столичном порту, вооруженные стычки, расстрел шиитской демонстрации и в итоге - погрузившийся в темноту из-за проблем с электричеством и в экономический кризис Бейрут. К слову, электричество так до сих пор и не починили, а цены продолжают расти. Однако все это уже не так важно на фоне новой угрозы - к Ливану подкрадывается война. Пока бомбят соседнюю Палестину, но есть риск, что пламя может перекинуться и на ливанские кедры. Все из-за принципиальной позиции ливанской «Хезболлы», в основе идеологии которой лежит освобождение Иерусалима. Движение регулярно наносит удары по израильским позициям на границе, в ответ на что каждый раз прилетает по ливанскому югу. Впрочем, в Бейруте этого не чувствуется, события разворачиваются достаточно далеко от столицы.

Поэтому я решил продвинуться чуть южнее.

НИКАКОГО ЕДИНСТВА

Нельзя сказать, что в Сайде (Сидон) опаснее чем в Бейруте. Даже в городе Сур, который находится еще южнее, все относительно спокойно. Разве что там уже слышны звуки взрывов. Я, признаться, настраивался на более удручающую картину. Однако проехавшись по нескольким населенным пунктам, могу утверждать, что жизнь в ливанских городах протекает без каких либо потрясений.

—  90% ливанцев не видят причин воевать с Израилем и не готовы к войне, — говорит ливанский журналист Вафик Аль-Хауари, с которым меня познакомили мои друзья в Сайде. Пожилой ливанец много лет освещает ситуацию внутри страны и не любит рассуждать о глобальной политике. При этом Вафик яростный противник деления Ливана на сектора по религиозному принципу. По его словам, сегодня никакого единого Ливана нет - только разрозненные части, поделенные между шиитами, суннитами, друзами и христианами.
—  Нам этот конфликт и так доставил массу неудобств. Около 60 000 ливанцев, живших на границе с Израилем, вынуждены были покинуть свои дома. Около 70% из них расселились по родственникам и друзьям. И это в столь тяжелые с точки зрения экономической ситуации времена.
—  А вы конкретно как относитесь с ситуации в Газе?
—  Конечно я осуждаю Израиль. И мне больно видеть, как умирают невинные люди. Но позови ты меня сейчас, скажем, на митинг, я отвечу тебе, что у меня больная мать, проблемы с деньгами и лучше я займусь своей семьей.
—  И такие настроения в среднем по стране?
—  В целом да. Кризис парализовал ливанское общество. Не осталось сил ни на политическую, ни на социальную активность. К тому же, религиозное разделение также поляризует общество. Если вы зададите свой вопрос христианам - например аунистам - они скажут вам, что их это не касается. Мол, «Хезболла» опять развязала конфликт и угрожает безопасности Ливана. Пойдете к друзам, они будут ждать чем всё закончится. Это их историческая позиция. Пойдешь к суннитам, они скажут, что против Израиля, но еще больше они ненавидят «Хезболлу» и считают, что та договорилась с Израилем и строит против них козни. Шииты заявят, что только они оказывают Израилю вооруженное сопротивление и будут продолжать воевать с оккупантами до полного освобождения Иерусалима.
Вафик аль-Хауари, ливанский журналист
Вафик аль-Хауари, ливанский журналист

Другими словам, в Ливане нет никакого единства ни по вопросу Палестины, ни по какому другому вопросу.

ЛИШЕННЫЕ ДОМА

Если где в Ливане и существует однозначная и всеобщая поддержка сектора Газа - так это в палестинских лагерях. Их в стране 12 штук. Крупнейший - Эйн эль-Хелва в городе Сайда (Сидон) на юге. Однако у местных лагеря ассоциируются не столько с Палестиной, сколько с неблагополучием и криминалом.

Палестинские лагеря - настоящий феномен. Там не действуют ливанские законы, там нет полиции и военных - за порядком во многих лагерях де-юре следит ФАТХ, у которого с официальным Бейрутом есть на этот счет договоренность. Де-факто в том же Эйн эль-Хелва районы контролируются отдельными вооруженными группировками, воюющими между собой за территорию и бизнес. Все что смогла сделать ливанская власть - обнести это место стеной и охранять его по периметру.

Палестинский лагерь, Бейрут
Палестинский лагерь, Бейрут

В других лагерях все немного проще. Например в Бурдж аль-Баражине в Бейруте можно пройти свободно. Внутри как и везде - повсюду развешаны палестинские флаги, баннеры в поддержку ХАМАС, портреты палестинских лидеров. Обстановка напряженная, люди бедные, с электричеством беда. Визитной карточкой этих лагерей можно считать тонны перепутанных друг с другом кабелей, тянущихся вдоль стен и опутывающих дома словно гигантская паутина.

В Бурдж аль-Баражине проживает примерно 21 000 палестинцев и 12 000 сирийцев. Лагерь Шатила, находящийся в пешем доступе от Бурдж аль-Баражине, поменьше - там обитает 20 000 человек, половина из которых - палестинцы. Люди жалуются, что Шатила стал главным местом сбыта наркотиков. Отсюда и повышенный уровень преступности. Основные покупатели запрещенных веществ – подростки из Бейрута. Но иногда в поисках тяжелых наркотиков или даже оружия сюда захаживают люди посерьезнее. Местные не особо любят обсуждать это, но те с кем мне все-таки удалось откровенно поговорить, намекнули, что в эти криминальные процессы вовлечено очень много людей. В том числе и обличенных властью.

Палестинский лагерь, Бейрут
Палестинский лагерь, Бейрут

В остальном, в палестинских лагерях есть все, что нужно для обыкновенной жизни - магазины, кафе, школы, детские сады и огромное количество медучреждений, в которых услуги стоят гораздо дешевле, чем в других частях Бейрута. Поэтому ливанцы часто ходят лечиться именно в лагеря. Говорят, врачи тут не хуже, а иногда даже лучше. Особенно хвалят сирийских дантистов и окулистов.

Судя по антуражу вокруг, настроения в палестинских лагерях куда радикальнее чем в целом в Ливане. И примечательно, что помимо портретов суннитских лидеров ХАМАС и Исламского Джихажа, кое-где можно встретить и портреты руководителей «Хезболлы». Шиитское движение пользуется в этих районах серьезным авторитетом и неспроста.

Палестинский лагерь, Бейрут
Палестинский лагерь, Бейрут

ЛИВАНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА НИЗКОМ СТАРТЕ

Израиль готов наращивать силы против «Хезболлы», - сообщила на днях пресс-служба ЦАХАЛ. И это не первое такое заявление. До этого израильский премьер-министр Нетаньяху угрожал, что в случае продолжения ударов «Хезболлы» по территории Израиля, Ливан ждет судьба сектора Газа.

Как мне рассказали мои источники в «Хезболле», там эти угрозы воспринимают скорее как попытку напугать ливанское общество и таким образом заставить его оказать давление на партию.

Само шиитское движение до сих пор полноценно в войну с Израилем не вступило. Но и сказать, что оно совсем бездействует, тоже нельзя. Так, высокопоставленные члены «Хезболлы» Хашем Сафиддин и шейх Наим Касем недавно прямо заявили, что Сопротивление в Ливане не будет молча смотреть на происходящее в Палестине и непременно поддержит жителей сектора Газа.

После резких выпадов в адрес Израиля,  весь мир ожидал сенсации и чуть ли не начала крупной региональной войны 3-4 ноября, после речи лидера «Хезболлы» сейеда Хасана Насраллы. Но к счастью одних и разочарованию других, никаких заявлений об открытии второго фронта не прозвучало.

Если коротко, то было сказано, что все военные решения - дело не публичное. Дескать, такие планы разрабатываются глубоко под землей в условиях строгой секретности.

«Развитие ситуации на ливанском фронте зависит от того, что произойдет в секторе Газа», - сказал Насралла. И добавил, что наливанском фронте обсуждаются все варианты, и выбрать могут любой в любое время.

«Если начнется региональная война, ни флот, ни авиация, ничто не остановит нас от уничтожения военных сил Израиля и США», - пригрозил генсек «Хезболлы».

-6

Эксклюзивное интервью с пресс-секретарем "Хезболлы" господином Афифом читайте тут.

ИТОГО

Напряженность вдоль ливано-израильской границы по-прежнему высока. Ничего подобного не было со времен июльской войны 2006 года. Власти Израиля эвакуировали всех граждан, проживающих вдоль границы с Ливаном. Многие ливанцы также были вынуждены покинуть свои дома. Ситуация усложняется тем, что йеменские хуситы наносят удары по Израилю и задерживают корабли, принадлежащие израильским бизнесменам. А ориентированные на Иран группы шиитского ополчения в Ираке и Сирии регулярно пытаются поразить американскую инфраструктуру в этих странах.

Ливанские эксперты, с которыми мне удалось поговорить - это политолог Фади Будайя, журналист Вафик аль-Хивари и многие другие - уверены, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху угодил в яму, которую сам и выкопал. Не ответить он не может, но и ответ влечет за собой лишь затягивание конфликта и неутешительное будущее для Израиля, который своими действиями в секторе Газа уже обратил против себя огромное количество государств.

Впрочем, подавляющему большинству ливанцев не до Палестины. Несмотря на постоянно углубляющийся кризис, критический этап был пройден. Люди успокоились, жизнь будто бы начала налаживаться после громких событий последних лет. Никто в Ливане кроме «Хезболлы» на сегодняшний день не готов воевать.