F-35 Lightning II — семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения сталкивается с «серьезными проблемами» в отношении своего будущего вооружения и других обновлений возможностей, которые, могут привести к остановке производства, сообщил законодателям на этой неделе ответственный за программу сотрудник.
Исполнительный директор программы F-35 генерал-лейтенант Михаэль Шмидт заявил в письменном заявлении подкомитету Палаты представителей по тактическим воздушным и сухопутным силам, что при модернизации, известной как "Блок 4", возникли серьезные проблемы, связанные со сроками интеграции программного и аппаратного обеспечения.
Модернизации Блок 4, призванные позволить F-35 нести больше вооружения, лучше распознавать цели и улучшить его возможности радиоэлектронной борьбы, среди других функций, также сталкиваются с серьезным параллелизмом проблемы, - заявил Шмидт в письменных показаниях. Параллелизм возникает, когда система одновременно проходит этапы разработки и закупоки, что затрудняет устранение проблем, обнаруженных в ходе тестирования.
«Совместность разработки и производства — самая серьезная проблема Блок 4, и сегодня мы имеем дело с ее последствиями», — сказал Шмидт.
«Объединенный программный офис F-35, Lockheed Martin и другие отраслевые партнеры выявили высокий риск параллелизма в графике F-35 Block 4, который может грозить остановкой производства самолетов, если разработка замедлится».
Компания Lockheed Martin сообщила, что некоторые возможности Block 4 уже реализованы, начиная с 2019 года, на несколько лет раньше запланированного срока. Эти уже реализованные возможности, включают автоматическую систему предотвращения столкновений с землей, или Auto GCAS. Наведение на цели на земле с помощью бомб с лазерным наведением ГБУ-49.
Lockheed также сообщила, что аппаратные и программные компоненты Block 4 находятся на разных стадиях разработки и будут поставляться постепенно по мере заключения контрактов и завершения разработки этих элементов. В своем ответе Lockheed не ответила на комментарии Шмидта о возможной остановке производства, если разработка Блока 4 будет еще больше отложена.
Программа F-35 также пытается внедрить еще одну серию улучшений, известную как Technology Refresh 3, которая является предпосылкой для крупных части модернизации Блока 4. Комментарии Шмидта по Блоку 4 показывают, что многочисленные попытки модернизации F-35 сталкиваются с серьезными препятствиями, которые могут иметь волновое воздействие на программу на долгие годы.
Джон Людвигсон, директор по контрактам и закупкам в области национальной безопасности в Счетной палате правительства, заявил на слушаниях, что планы программы F-35 по Блоку 4 с годами росли по мере того, как менялись требования к этому самолету. Ожидаемые затраты на блок 4 также выросли, и он отстает от графика, сказал он.
Изначально предполагалось, что в рамках модернизации "Блок 4" к 2026 году будет модернизированно 66 новых самолётов стоимостью 10,6 миллиарда долларов. По его словам, это число увеличилось до 80 стоимостью 16,5 миллиардов долларов.
Людвигсон признал, что разработка программного обеспечения является трудной задачей, но также связал некоторые проблемы с Блок 4 с тем, что программа не устанавливает реалистичных ожиданий относительно того, сколько времени потребуется для разработки обновлений.
«Некоторые из проблем, которые возникли [с Блок 4], связаны с тем, что у них не было требований и не обязательно было четкое представление о том, что технически достижимо», — сказал Людвигсон. «У них не было прочной основы для понимания того, сколько времени займут эти вещи. Это стало своего рода путешествием открытий, и им потребуется время, чтобы разобраться».
Шмидт сказал, что программа направлена на устранение проблем параллелизма и установление реалистичного графика поставок.