Найти тему
Живой Космос

10 несостоявшихся экспедиций на Марс

Оглавление

Итак, фанфары отгремели. Мир пришёл в порядок, стряхнув с коленей остатки чипсов (шелухи от семечек). Луна покорена! Советские люди, воспитанные и добродушные, искренне радуются за американских астронавтов. Однако на кухнях коммунальных квартир всё чаще раздаются такие слова: «Даёшь Марс! Что там эта Луна! Кто на Марсе будет первым, тот и есть великая космическая держава! Как говорится – курица не птица, Луна не заграница! Вот другая планета – это дело!».

И в Соединённых Штатах, и в ​​Советском Союзе понимали, что реальную победу в космической гонке можно одержать только высадившись на Марс. И поначалу считалось, что это просто дело техники.

Но оказалось, что всё совсем не так. И что экспедиций на Марс в 20 столетии не будет.

__________________________________________________________________________________________

Уважаемые читатели!

Познакомьтесь с нашим выбором на космическую тематику, и порадуйте близких замечательными подарками* 🚀🎁🎀:

👇👇👇

Стартовый набор начинающего космонавта

*«Реклама». ООО Яндекс, ИНН 7736207543

__________________________________________________________________________________________

Вперёд, на Марс!

Противоборствующие державы приступили к серьёзному изучению возможности отправки человека на Красную планету. И в конце концов Вернер фон Браун стал отдавать предпочтение экспедициям с использованием ядерных тепловых силовых установок, а его советский коллега Сергей Павлович Королев решил, что ядерно-электрическая двигательная установка — это наш путь.

Однако все подобные серьёзные работы прекратились в обеих странах в 1970-х годах, после остановки программы «Аполлон» в США и сворачивания работ по ракете-носителю Н-1 в Советском Союзе.

Однако в 1980- годах работы возобновились. Их инициировали в США частные компании, а в СССР – Валентин Петрович Глушко, который рассматривал новую тяжёлую ракету-носитель «Энергия» как средство, которое может решить проблему достижения Марса.

В конце 1980-х годов была инициирована даже (весьма короткая) «Гонка на Марс», в которой обе стороны выдвигали свои проекты.

Это неожиданное возрождение космической гонки 1960-х годов закончилось с распадом Советского Союза и списанием в утиль уникальной ракеты-носителя «Энергия».

Всем уже тогда стало понятно, что несмотря на энтузиазм прессы, проект марсианской экспедиции никогда не имел политической поддержки на высоком уровне ни в одной стране мира…

Почему? Да просто всем очень скоро стало понятно, что подобный проект не «потянет» ни одна страна мира. Но сегодня мы поговорим немного не об этом.

Сегодня я хочу вкратце вспомнить, не углубляясь в детали, какие проекты разрабатывал Советский Союз относительно полётов на Марс.

Поехали.

1 Марсианский пилотируемый комплекс (МПК)

Исследование 1956 года. Это первое серьёзное исследование в Советском Союзе пилотируемого полета на Марс. Было инициировано отделом М. Тихонравова ОКБ-1 Королева. Марсианский пилотируемый комплекс (МПК) предполагалось собирать на низкой околоземной орбите. Используя обычное жидкое топливо, он должен был лететь к Марсу по так называемой «гомановской» траектории, и выйдя на марсианскую орбиту, спустить на поверхность Красной планеты десантный корабль.

Спустя чуть больше года исследования поверхности Марса экипаж должен был вернуться на Землю. Было подсчитано, что первоначальная масса МПК составит 1630 тонн, а спускаемый аппарат массой всего 15 тонн сможет быть возвращён на Землю после 30-месячной экспедиции. При запланированной массе полезной нагрузки ракеты Н-1 75–85 тонн для сборки МПК потребовалось бы 20–25 пусков.

     Проект марсианского пилотируемого комплекса. Из открытых источников.
Проект марсианского пилотируемого комплекса. Из открытых источников.

2 Тяжёлый межпланетный корабль (ТМК)

Исследование 1960 года. Концепция ТМК разрабатывалась под руководством Константина Петровича Феоктистова. Эта работа стала первым проектом экспедиции на Марс на космическом корабле с ионными двигателями, оборудованными ядерным реактором. Корабль предполагалось собирать на околоземной орбите и оттуда отправлять к Марсу с экипажем, состоящим из шести человек.

Первоначально спроектированный космический корабль должен был использовать ядерный реактор мощностью 7 МВт для питания ионного двигателя мощностью 7,5 кгс. Его прогнозируемый удельный импульс составлял 10 000 секунд.

Предполагалось, что ТМК сможет совершить трёхлетний полет на Марс, из которых один год будет полётом с включённым двигателем. От «носа» до «кормы» космический корабль должен был иметь длину 175 м.

3 Проект «Мавр»

Исследование 1963 года. Концепция предусматривала пилотируемый облёт Марса. По сути, это один из вариантов сценария ТМК, разработанный подразделением конструктора Глеба Юрьевича Максимова. Для вывода в космос предполагался один пуск ракеты Н-1. На обратном пути с Марса предполагалось совершить облёт Венеры.

Полная масса корабля: 75 000 кг. Удельный импульс: 350 с. Высота: 25 метров.

Проекту было присвоено кодовое название «Мавр». (От МАрс – ВенеРа).

Количество членов экипажа: 3 человека.

     Марсианский корабль «Мавр». Модель космического корабля в музее ЦНИИмаш. Из открытых источников.
Марсианский корабль «Мавр». Модель космического корабля в музее ЦНИИмаш. Из открытых источников.

4 Космический комплекс (КК)

Исследование 1966 года. Полное наименование: космический комплекс для пилотируемой экспедиции на Марс. Полная масса: 150 000 кг. Удельный импульс: 8000 с.

В мае 1966 года, ещё до того, как ОКБ Королева оказалось перегружено работой по теме Н1-Л3, появился проект, который был известен как КК. Предполагалось использование ядерно-электрической силовая установки, были изучены различные конструкции в попытке уменьшить общую массу корабля.

Предполагалось, что космический корабль будет состоять из шести модулей:

ЭК – экспедиционный космический корабль, командный центр пилотирования комплекса на межпланетных участках миссии.

ОК – орбитальный комплекс, состоящий из жилых и рабочих отсеков, а также системы жизнеобеспечения.

СА – спускаемый аппарат, который предполагалось использовать для высадки экипажа на поверхность Красной планеты либо с марсианской орбиты, либо непосредственно с межпланетной траектории.

ВМ – взлётный модуль, который предполагалось использовать для доставки экипажа с поверхности Марса к ЭК.

ВС- дополнительная взлётная ступень ВМ.

ПС – планетарная станция, которую предполагалось использовать на поверхности Марса для обеспечения жизнедеятельности космонавтов и научных исследований.

5 Проект «Аэлита» (МК-700)

Исследование 1972 года. Посвящено анализу возможности облёта Марса пилотируемым космическим кораблём. Разработан под руководством конструктора Владимира Николаевича Челомея.

Полная масса корабля: 1 400 000 кг. Удельный импульс: 900 с. Высота: 140 м.

Челомей предложил провести два пуска огромной ракеты-носителя УР-700М для вывода и сборки на околоземной орбите космического корабля МК-700 массой 1400 тонн. Ядерные тепловые ступени ракеты должны были обеспечить чистую функциональную полезную нагрузку (жилые помещения, марсианские спускаемые аппараты, возвращаемая капсула на Землю) массой до 250 тонн.

     Концепт проекта МК-700. Из открытых источников.
Концепт проекта МК-700. Из открытых источников.

6 Марсианский экспедиционный комплекс (МЭК)

Исследование 1969 года. Проект советской пилотируемой экспедиции на Марс. МЭК был рассчитан на доставку экипажа от трех до шести человек на Марс и обратно при общей продолжительностью экспедиции 630 суток.

Полная масса: 150 000 кг. Удельный импульс: 8000 с. Высота: 175 м.

Основной двигательной установкой космического корабля должны были стать ядерно-электрические двигатели мощностью 15 МВт со вспомогательными жидкотопливными установками.

7 Марс-86

Исследование 1978-1986 годов. НПО «Энергия» возобновило изучение проектов полётов на Марс после начала разработки новой ракеты-носителя «Энергия».

Полная масса: 365 000 кг. Удельный импульс: 4000 с. Высота: 210 м.

В исследовании 1978–1986 годов использовались некоторые идеи и технические результаты предыдущих исследований, но с учётом новых технологий.

Необходимость использования ядерной энергетической установки мощностью не менее 15 МВт была сохранена, однако фактическая разработка ступени ракеты 11Б97, начавшаяся в 1971 году, показала, что более ранние прогнозы удельного импульса были безнадёжно нереалистичны.

Это привело к увеличению массы космического корабля более чем вдвое, при этом доля топлива увеличилась с 17% до 45% от общего количества космического корабля. Другие различия с более ранними предложениями состояли в использовании двух реакторов вместо одного, сокращении численности экипажа с шести до четырёх человек, использование апробированных систем, разработанных на орбитальных станциях «Салют» и «Мир».

Использование проверенного оборудования гарантировало повышенный уровень безопасности экипажа по сравнению с предыдущими концепциями. Использование полностью отдельных второго реактора и двигательной установки обеспечивало безопасное возвращение экипажа даже в случае полного выхода из строя одного реактора или двигательной установки.

     Проект космического корабля проекта Марс-86 Из открытых источников.
Проект космического корабля проекта Марс-86 Из открытых источников.

8 Марс-89

Исследование 1989 года. НПО «Энергия» предложило еще один марсианский проект.

Полная масса: 355 000 кг. Удельный импульс: 4000 с. Полный размер (с солнечными панелями): 600 м.

Аппаратное обеспечение космического корабля в целом было тем же, что и в проекте 1986 года, однако вместо ядерного реактора, предполагавшегося к использованию в предыдущих конструкциях, выработку электроэнергии предлагалось возложить на огромные солнечные батареи, подобные используемым на станциях «Салют-7» и «Мир».

Для вывода космического корабля на низкую околоземную орбиту предполагалось совершить пять пусков ракеты-носителя «Энергия».

Время полета – 716 дней.

Экипаж – 4 человека.

Экипаж на поверхности Марса – 2 человека.

Время работы на поверхности Марса – 7 суток.

Корабль, предназначенный для выполнения этой миссии, должен был иметь массу 355 тонн.

     Марс-89. Из открытых источников.
Марс-89. Из открытых источников.

9 Марс-94

Исследование 1994 года. Российская пилотируемая экспедиция на Марс. Советский/российский проект экспедиции на Марс с бимодальными ядерными тепловыми двигателями РД-0410. Предполагалось, что экипаж из пяти человек совершит путешествие на Марс и обратно за 460 суток.

Полезная нагрузка: 400 000 кг. Полная масса: 800 000 кг. Удельный импульс: 927 с. Высота: 84,00 м.

Год запуска: 2010 г.

Экипаж: 5 человек.

Полезная нагрузка на поверхности Марса, тонн: 60.

Время полёта к Марсу, суток: 200.

Время пребывания на Марсе, суток: 30.

Время возврата, суток: 230.

Общая продолжительность экспедиции, суток: 460.

10 Проект «Марпост»

Исследование 2000 года. Российская пилотируемая экспедиция на Марс. В декабре 2000 года Леонид Алексеевич Горшков из РКК «Энергия» предложил пилотируемую орбитальную экспедицию к Марсу в качестве альтернативы участию России в Международной космической станции.

Полная масса: 400 000 кг. Масса без топлива: 399 800 кг. Удельный импульс: 4000 с. Размер: 600 м.

Экспедиция должна была стать символом возрождения России как великой космической державы. Космический корабль «Марпост» (Марсианская пилотируемая орбитальная станция) должен был собираться на околоземной орбите из компонентов, доставленных туда в ходе четырёх запусков возрождённой ракеты-носителя «Энергия».

Стоить отметить, что в США за всё это время было предложено более 50 подобных проектов. То есть у нас процент нереализации мечт оказался в пять раз ниже!😁

Всем добра.