Найти тему
Что могут короли...

Адельгейда (Евпраксия) Киевская: несчастные браки императрицы Священной Римской империи.

Евпраксия – имя, данное ей при рождении. Княжну также звали Евпраксией или Пракседой. Она была дочерью киевского великого князя Всеволода I Ярославича Киевского – первого “князя всея Руси” - и его второй жены Анны Половецкой. Её брат по отцу Владимир II был потомком византийских Мономахов.

Адельгейда была представительница дома Рюриковичей, к тому времени уверенно породнившихся с европейскими династиями. Сама она по бабушке была потомком и шведских королей. А три тети Адельгейды были выданы за королей Венгрии, Швеции и Франции (Анна Ярославна – самая известная из них).

Но хотя в XI веке многие представительницы дома Рюриковичей выходили замуж за царственных особ в Европе, Евпраксия была первой, ставшей императрицей. Однако история её супружества, ставшая эпизодом многовековых отношений между Русью и Германией, сколь драматична, столь и загадочна в зависимости от трактовок.

Евпраксия (Адельгейда) Всеволодна. (Прижизненных изображений до наших времен не дошло). Средневековый Киев. Стены замка, Верона.
Евпраксия (Адельгейда) Всеволодна. (Прижизненных изображений до наших времен не дошло). Средневековый Киев. Стены замка, Верона.

Евпраксия родилась между 1067 и 1070 годами, почти сразу став разменной монетой в политических интересах отца. Её отец великий киевский князь-полиглот Всеволод I подумывал породниться с саксонским влиятельным домом, желательно королевским. Вероятно, тогда же он аналогичным образом поддерживал отношения и c английским домом Годвинсонов, получившим корону Англии на краткое время до завоевания норманнами Англии в 1066 году. В 1070 году сын Всеволода и брат Евпраксии Владимир женился на Гите Уэссекской, последней дочери павшего в битве с Вильгельмом I Завоевателем при Гастингсе Гарольда II Годвинсона.

Всеволод ещё в 1069 году взялся налаживать контакты с Лотарем Удо II фон Штаде из династии Удоненов. Удонены тогда были связаны с саксонкой династией Оттонов (в том числе предположительно имели связи кровные). Они же стали в Саксонии одной из основной силы сопротивления королю Германии Генриху IV. Великий князь Киевский, вероятно, тогда об этом не мог не слишком думать.

Возможно Всеволод не отказался бы сразу выдать дочь Евпраксию за самого короля Генриха IV. Однако этот брак случиться лишь в будущем – для юной княжны тогда король не стал первым мужем. Но Генрих IV определенно поспособствовал заключению первого брака Евпраксии с сыном Лотаря Удо II, которого тоже звали Генрихом. Король Генрих IV сам обратился к королю Всеволоду с просьбой организовать свадьбу княжеской дочери на саксонском принце, чтобы скрепить их отношения.

Зачем же это было нужно германскому монарху?

Дело в том, что в свое правление Генрих IV столкнулся с противодействием своим начинаниям со стороны папы Григория VII в ходе процесса, который с тех пор стал называться «борьбой за инвеституру». Суть вопроса заключалась в том, имел ли король или любой светский правитель возможность назначать священников, епископов или архиепископов, или это была только прерогатива церкви, а точнее папства.

На протяжении веков правители поступали именно так, награждая лояльных людей бенефициями, делая их архиепископами, строя церкви и соборы. Папа Григорий VII возглавил движение, которое в конечном итоге вошло в историю под названием григорианская реформа. Григорий решил, что назначение духовенства, церковников возможно только его решением или решением лиц, назначенных им. Всё это способствовало централизации церковной власти в руках папы. Немаловажный факт той эпохи - церковь контролировала более трети всей территории Европы.

***

В рамках разгоревшегося противостояния с папой Григорием VII Генрих IV назначил своего папу - Климента III. И если историки позже присвоили Клименту III титул «антипапы», как бы фиксируя его статус проигравшего в битве за папство, в те времена ситуация была не столь очевидной. Казалось весьма вероятным, что Климент III будет признан большей частью Европы папой. И действительно, какое-то время он действительно занимал престол в Риме.

Чтобы повысить доверие к своему кандидату на роль папы, Генрих IV работал над улучшением отношений с соседними державами, включая отношениями с Русью. Идея заключалась в том, что если церковь на Руси, в значительной степени независимая, но формально находящаяся под контролем Константинополя, окажется в орбите влияния Климента III, это добавило бы веса лагерю Генриха.

Всеволод I - отец. Киев при Всеволоде - современные изображения. Внизу- Северная Марка - владения Удоненов. Генеологическое древо Удоненов.
Всеволод I - отец. Киев при Всеволоде - современные изображения. Внизу- Северная Марка - владения Удоненов. Генеологическое древо Удоненов.

У князя Всеволода были свои заботы. В основном его волновали польские связи его главных соперников на Руси, Изяславичей. В этом контексте Генрих IV, часто являвшийся врагом поляков, скорее всего, согласился помочь Всеволоду, если у того возникнут какие-либо проблемы. Так князь и король нашли точки соприкосновения интересов.

Но учитывая то, что король Генрих IV уже был женат и по возрасту был намного старше Евпраксии, брак решили заключать не с королем, но с молодым саксонским маркграфом Генрихом фон Штаде. На момент свадьбы пара была примерно одних лет - они достигли среднего подросткового возраста.

Переезд Евпраксии для свадьбы с маркграфом Генрихом I Высоким фон Штаде состоялся в начале 1080-х годов. Событие зафиксировано в одной летописной записи как прибытие «… с большой свитой, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и камнями, а также с несметными богатствами». Сама цитата является скорее отсылкой к Ветхому завету – прибытию царицы Савской в Иерусалим. Иностранная княжна, прибывшая издалека с большим богатством, обозом с животными и слугами.

На самом деле её обоз могли действительно составлять и верблюды, поскольку они встречались тогда на юге от границ Руси. Киевские великие князья имели тесные связи с Византией. Первой женой Всеволода была дочь византийского императора Анастасия. Кроме того, территория Киевской Руси была связана с Шелковым путем. Так или иначе, княжна путешествовала не в одиночку. Хотя она единственная, кто в летописи упоминается по имени, очевидно, что для управления таким обозом потребуется изрядное количество людей.

Когда Евпраксия вышла замуж за Генриха I фон Штаде, она также перешла из православной в католическую веру и получила имя Адельгейда. Иногда историки связывают это событие в её жизни с браком с Генрихом IV, что кажется маловероятным из-за первого брака.

По существу, толком ничего не известно о совместной жизни молодых. Брак продлился недолго. Муж Генрих, скорее всего к несчастью для Адельгейды, умер вскоре после их свадьбы - в 1087 году. Адельгейда осталась вдовой-подростком. Она не успела родить мужу детей. Вдову поспешили выпроводить с владений Генриха, когда брат покойного стал новым маркграфом. Ранняя смерть мужа привела Адельгейду в Кведлинбургский монастырь. В этом женском монастыре вдова и поселилась. Настоятельницей же монастыря оказалась ее тезка и… сестра Генриха IV. Именно тут молодая вдова впервые встретится с Генрихом IV. Это случилось в следующем 1088 году.

***

Немецкому королю Генриху IV удалось к тому времени стать императором Священной Римской империи в 1084 году. Его первая жена и мать его детей Берта Туринская умерла естественной смертью в Майнце в 1087 году. Её смерть, похоже, не слишком расстроила Генриха IV, поскольку он ещё до того пытался аннулировать брак с Бертой. Так получилось, что тело его первой супруги не было погребено сразу должным образом. Оно «временно сохранялось» в неизвестном месте и лишь позже было предано земле в Шпейерском соборе - в 1091 году.

Не столь и разбитый горем вдовец встречает молодую киевлянку лично и поражается ее красоте, согласно летописям. Вероятно, император тогда с большим энтузиазмом отнесся к идее брака на Адельгейде, дочери киевского князя и достойной вдовы саксонского дворянского рода. Он обручился с ней летом 1088 года в монастыре и женился на ней в 1089 году в Кельнском соборе.

Точная дата бракосочетания неизвестна, предположительно событие произошло между 1 июня и концом июля 1089 г. Епископ Магдебургский Гартвиг ​​тогда же короновал Адельгейду. Так она в свои двадцать (или менее) лет становится мужем вдвое её старшего Генриха IV. Так женщина из дома Рюриковичей становится не только королевой Германии, но и впервые в истории рода императрицей.

Генрих IV - второй муж Адельгейды, король Германии и позже император Священной Римской империи. Вверху слева - с Климентом III. Внизу - Шпейерский собор.
Генрих IV - второй муж Адельгейды, король Германии и позже император Священной Римской империи. Вверху слева - с Климентом III. Внизу - Шпейерский собор.

***

Брак Генриха IV и Адельгейды в действительности и по сей день остается большой загадкой для историков. Прежде всего не существует нейтральных записей о тех далеких событиях, которые произошли после свадьбы императора и Адельгейды. Все сведения о обстоятельствах брака исходят от противников Генриха.

Быстро заключенный брак сам по себе вызывал вопросы. Одни историки аргументировали событие желанием Генриха упрочить свое положение в Саксонии, женившись на вдове маркграфа. Но могла ли Адельгейда в данном случае быть залогом мира с Саксонией – большой вопрос. По-прежнему имеет некоторые основания уже упомянутая версия о желании поддерживания контактов императора с Русью, которая могла бы стать мостом к сближению с православием и, таким образом, усилить роль ставленника Генриха – “антипапы” Климента III.

В одном источнике упоминается о большом чувстве Генриха по отношению к Адельгейде. Возможно любовь стала решающим моментом для брака. Но в целом хроники не сильно проливают свет на их взаимные чувства, столь скоро переросшие в чуть ли не маниакальную ненависть к избраннице со стороны императора. Документы не слишком балуют упоминанием Адельгейды в годы брака. Однажды, причем вскоре после свадьбы, её имя всплывает в качестве просительницы. И потом только весной 1090 года. Тогда Генрих отправился на войну в Италию, и его сопровождала супруга.

Далее известно, что Рождество 1093 года Генрих IV отпраздновал в обществе с “антипапы” Климента III и Адельгейды в Вероне. В следующем году император отправился в путь, осенью добравшись до Вюрцбурга. Но Адельгейду он оставляет под охраной в Вероне, поскольку ее подозревает в неверности. Что же произошло между ними?...

Всего через несколько лет брака Евпраксия оставила мужа и перешла на сторону Ватикана, которым теперь руководил один из преемников Григория VII, папа Урбан II. Известно, что из заключения с помощью баварского герцога Велфа IV ей удается сбежать к некоей Матильде фон Тушен. Вельф был врагом Генриха - тогда этот враг был лишен герцогства Баварии. А семнадцатилетний сын Велфа был женат на Матильде фон Тушьен, которая была на 27 лет старше его. Это была та самая Матильда, в замке которой до того в Каноссе состоялось покаяние Генриха IV (известный в истории эпизод о противостоянии короля и папы).

Вот тогда Адельгейда начинает публично обвинять мужа в издевательствах и насилии над ней. От имени папы Урбана II она выступала на собраниях епископов по всей Европе, рассказывая свою историю о непродолжительном браке с Генрихом IV и о зверском, отвратительном поведении Генриха, которое классифицирует его как участника тайной секты «николаитов», устраивавших оргии. Императрица не чуралась распространять самые отвратительные обвинения в сексуальных преследованиях. Обвинения сводились к тому, что Генрих принудил ее вступать в физическую связь с другими, что муж неоднозначно побуждал приближенных к актам насилия над женой.

Летописец XII века из Диссибоденберга, чья работа сейчас утеряна, еще добавлял ещё больше подробностей, сообщая, что Генрих будто бы давил на своего сына Конрада, чтобы тот пошел на прелюбодеяние с Адельгейдой, да ещё и якобы объясняя сыну, что он не был его биологическим сыном, так как его мать Берта когда-то зачла его от другого. Заметим, что старший сын Генриха IV Конрад, которого более эти поздние источники связали с историей об Адельгейде, пытался низложить своего отца чтобы короноваться в Италии. Конранд также вступил в союз с Матильдой.

В 1094 году Констанцский синод, возглавляемый одним из противников Генриха, епископом Церингена Гебхардом, заслушал обвинения Адельгеды против Генриха (неизвестно, присутствовала ли она сама или обвинения были выдвинуты посланниками от императрицы). Можно предположить, что непосредственное присутствие молодой женщины, примерно двадцатилетней юной императрицы, рассказывающей о сексуальном насилии группе епископов, несомненно возымело эффект. Все больше епископов отворачивались от Генриха IV и переходили на сторону папы Урбана II.

Кульминацией ее разоблачений стало выступление на папском синоде в Пьяченце папы Урбана II, где встретились противники императора. Из-за обвинений Адельгейды против мужа в итоге Генрих снова был отлучен от церкви папой. Брак Адельгейды и Генриха признавался то ли недействительным, то ли расторгнутым. Адельгейла получала отпущение грехов.

Затем Конрад cыграл свою символичную роль в действе. Он продел лошадь с восседающим на ней Урбаном, за поводья, тем самым демонстрируя, что по своему положению папа является выше наследника императора. Конрад приносит Урбану II клятву верности, после чего папа возлагает на него императорскую корону.

Надо сказать, Конраду не сильно повезет впоследствии. В 1098 году его отец Генрих IV объявит своего старшего сына не имеющим право на наследование и назначит младшего Генриха своим преемником (с младшим у императора также были сложные отношения). Конрад же умер во Флоренции в 1101 году, так и не добившись никакого влияния на изменения расклада сил в империи.

А как же Адельгейда?

«Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться».

Сыграв свою роль в процессе, Адельгейда в качестве бывшей супруги и бывшей императрицы, добившись развода, потеряла свой политический вес. Едва появившись в истории, она постепенно исчезает из неё - точнее информация о ней.

По некоторым данным Адельгейда после процесса обосновалась в Венгрии где когда-то венгерской королевой была её тётка Анастасия Ярославна. Возможно, она нашла защиту у правящего короля Венгрии Ладислава I, который был женат на дочери Рудольфа фон Рейнфельдена, сторонника папы в борьбе с императором. В Венгрии бывшая императрица прожила до 1099 года. А затем она вернулась на Русь, где у нее были родственники.

На Руси мы еще раз видим Евпраксию-Адельгейду в хрониках 1106 года, когда она принимает монашеский постриг и становится монахиней. Этот год особенно интересен, потому что это также и год смерти Генриха IV. Учитывая идею, что монахиня была невестой Христа, кажется, что Евпраксия не выходила повторно замуж и не посвящала себя церковной жизни до смерти ее мужа.

Последнее упоминание о Евпраксии приходится на 1109 год. Русская летопись, всегда скудная в сведениях о женщинах, дает сравнительно скупую запись о том, что «в год 6617 (1109). Преставилась Евпраксия, дочь Всеволода, месяца июля в 10-й день, и положена была в Печерском монастыре у дверей, которые к югу. И сделали над ней божницу, там, где лежит тело ее.». Киево-Печерский монастырь был тогда уже святым монастырем на всей Руси, в который входит и только что построенный в то время Успенский собор, где она была похоронена и получила собственную часовню. Захоронение там Евпраксии в отдельной часовне, является скорее всего знаком уважения, которым она пользовалась со стороны монахов и в княжеском окружении.

Генрих IV передает власть младшему сыну Генриху. Папа Урбан II. Монастырь в Пьяченце. Изображение Евпраксии-Адельгейды на почтовой марке Украины.
Генрих IV передает власть младшему сыну Генриху. Папа Урбан II. Монастырь в Пьяченце. Изображение Евпраксии-Адельгейды на почтовой марке Украины.

***

Среди историков нет единого мнения в отношении скандального брака Евпраксии с Генрихом IV. Некоторые считают, что все её обвинения против мужа едва ли соответствовали действительности и позволяют лишь сделать выводы о психопатическом состоянии бедной жены. Высказывалась версия, что Адельгейду после брака лишили имперского великолепия, к которому она, вероятно, стремилась. Вместо этого ей вести жизнь, полную постоянных боев и военных кампаний мужа. Такая жизнь молодой женщины-императрицы могла быть для неё невыносима, вгоняла в депрессию.

Если западные историки и не воспринимаю Генриха IV как невинного агнца, то часто и критически относятся к истории несчастной императрицы, нашедшей справедливость благодаря папе, то восточноевропейские исследователи, русские и украинские, смотрели и смотрят на дело совершенно иначе, следуя мнению, что Генрих IV оказался извращенцем, сумасшедшим - психически больным человеком.

Хотя в средневековой истории известны подобные случаи обращения к папе, например, Элеонорой Аквитанской, но всё же по нормам средневековой морали поступок Евпраксии приравнивался к своего рода гражданскому самоубийству - он требовал немалого мужества. В отечественных трудах часто подчеркивается сильные, волевые качества Евпраксии, характеризующие ее как независимую личность, но и несчастную женщину, жертву, отстаивающую собственную правоту.