Найти в Дзене
Оборона страны

"Если хочешь жить, копай" - новый девиз ВСУ

Эти слова, которые в последнее время часто произносят украинские военные и не только, стали определяющими в новой тактике ВСУ. Обычно эта максима выражается как совет отдельному солдату, но теперь она применима и к Украине в целом.

Спустя двадцать один месяц после начала боевых действий тактика в стиле Первой мировой войны с использованием высоких технологий, принесенных дронами и другими инновациями, продолжает доминировать.

Россия и Украина с головой погружаются в зимнюю кампанию, которая выглядит не менее жестокой, чем предыдущая, и именно российские войска взяли на себя инициативу на широком участке восточной линии фронта и, похоже, сохранят ее в обозримом будущем.
24 ноября вице-премьер, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров (причем здесь министр цифровизации?) объявил о создании новой рабочей группы во главе с ним и министром обороны Рустэмом Умеровым для «координации усилий всех органов власти и военных в вопросах строительства укреплений».

Как говорят на Украине, "бетона у нас много", появилась новая возможность "освоить бюджет", тем более у руля встанет лучший друг Зеленского, до этого строительство осваивал другой друг Кирилл Тимошенко (потом выгнали).

Шесть дней спустя президент Владимир Зеленский провел встречу с Умеровым и другими официальными лицами Запорожской области, чтобы обсудить строительство укреплений, уделив особое внимание наиболее важным участкам линии фронта, а также государственной границе с Беларусью.

Но в отличие от России, которая потратила месяцы на строительство своих оборонительных линий, на протяжении всей линии фронта на которых в течении полугода и больше находятся части ВСУ, в отношении строительства укреплений - конь не валялся.

«Это продолжается уже полгода и вдруг Верховный Главнокомандующий (Зеленский) словно просыпается и предлагает строить укрепления. Где он был все это время?», - задается вопросом ксперт аналитического центра "Центр оборонных стратегий" Виктор Кивлюк.

Зимняя компания началась с широкомасштабного нашего наступления на Авдеевку, хотя Авдеевка остается горячей точкой, новые настиупления начались и на других участках, в первую очередь в районе Марьинки и Бахмута, где наши войска впервые за несколько месяцев добились значительных успехов.

Вот так выглядел контрнаступ ВСУ летом
Вот так выглядел контрнаступ ВСУ летом

В интервью украинской службе Би-би-си от 1 декабря бывший начальник генерального штаба Украины Виктор Муженко призвал Киев сознательно перейти к стратегической обороне, собрать и сохранить свои силы, сдерживая наступление противника.

«Нам необходимо переформатировать фронт», — заявил он в интервью. «Нам необходимо создать мощный резерв не только количественный, но и качественный».

"На данный момент мы не можем никуда продвинуться, все происходящее носит настолько малый масштаб, что явно не приведет ни к победе, ни к освобождению украинской территории", - согласился Кивлюк. «Нам нужна пауза».

Большинство бригад Сухопутных войск Украины обычно имеют собственные инженерные батальоны, а под командованием войск поддержки также действуют две специализированные инженерные бригады и другие отдельные подразделения.

Несмотря на то, что эти ресурсы существуют на бумаге, украинские солдаты, сражающиеся в горячих точках на линии фронта, сообщают о общей неспособности командования подготовить даже самые основные резервные линии траншей за нулевыми позициями.

Особенно это стало очевидно под Авдеевкой, где по словам всушников не способность выстроит укрепления на флангах позволили российским войскам на некоторых участках продвинуться вглубь на несколько километров.

Те же проблемы часто возникают и дальше на север, в Бахмуте, по словам старшего командира артиллерии, дислоцированного недалеко от города, который попросил сохранить свою личность в тайне при обсуждении этой темы.

"Ни укрепленные позиции, ни вторая линия не готовятся должным образом, как и села, которые в ближайшее время могут быть охвачены активными боевыми действиями", - сказал он.

«Когда русские штурмуют окопы, нашим ребятам некуда отступать и негде занять позиции; им приходится рыть окопы под пулеметным и снайперским огнем, не говоря уже об артиллерийских обстрелах».

По словам командующего, даже когда отдается приказ о проведении раскопок, подразделения, недостаточно укомплектованные и оснащенные ресурсами, зачастую не в состоянии его выполнить.

«Приказ отдает командир сектора, повторяет командир батальона и должен выполняться ротой со своими людьми, — сказал он, — но людей и инженеров вряд ли хватит, чтобы создать первую линию, не говоря уже о том, чтобы выкопать вторую».

Украинские военнослужащие 42-й механизированной бригады выполняют приказ: "Если хочешь жить - копай!
Украинские военнослужащие 42-й механизированной бригады выполняют приказ: "Если хочешь жить - копай!

Согласно планам Украины, разработанным совместно с военными США, подробно описанным в декабрьском заявлении, на оси фронта к югу от Орихова в Запорожской области и на пути к Токмаку и Мариуполю село Работино должно было быть взято за четыре дня.

Украинским силам, возглавляемым бригадами, обученными и оснащенными на Западе, а также большим количеством артиллерийских боеприпасов, тем не менее, потребовалось 80 дней, чтобы захватить ныне полностью разрушенное поселение (сейчас серая зона), и после этого им не удалось продвинуться дальше на юг более чем на несколько полос деревьев.

Помимо ошибок, допущенных при планировании и проведении контрнаступления, объективно было ясно одно: разветвленная сеть специально построенных Россией оборонительных линий на юге Украины сделала свое дело.

Следуя советской военной доктрине «глубокоэшелонированной обороны», две основные линии были построены с интервалом в 10–15 километров за первоначальной линией соприкосновения, защищенной километрами плотных минных полей.

ВСУ жаловались на "сети туннелей и бетонных бункеров, которые ранее не были обнаружены спутниками".

Строительство тыловых линий обороны в десятках километров за линией соприкосновения, как это сделала Россия на Украине вызывают у большинства украинских экспертов вызывают серьезные сомнения в успехе этих мероприятий, на Украине в ожидании "новых крупных успехов противника в будущем, в результате которых могут быть потеряны такие прифронтовые города, как Часов Яр, Торецк или даже Купянск".

"Думаю, только сейчас высшие чиновники страны начали осознавать, в каком бардаке сейчас находится Украина", - сказал Юрий Николов, руководитель расследовательского медиа-проекта "Наши деньги". «Конечно, лучше поздно, чем никогда, но на первый взгляд это выглядит не очень хорошо».

"Утверждены типовые формы и конструкции укрытий и противопожарных сооружений, используемых на линии обороны", - сказали в МО Украины. «Кроме того, работы модернизируются и совершенствуются для лучшей защиты от применения противником термобарических боеприпасов, FPV-дронов и кассетных боеприпасов».

С наступлением зимы промерзшая и твердеющая почва делает раскопки значительно более трудоемкими, особенно на позициях первой линии, выкапываемых вручную (здесь пригодятся наши кассетные боеприпасы, чтобы "помочь" украинским строителям).

«Зимой траншею выкопать практически невозможно, земля твердая, кирками не воспользоваться, трактор не подъедет», — жалуются всушники под Бахмутом. «Все, что вы можете сделать, это занять руины зданий, если они есть, или закопаться в существующих воронках от снарядов».

Министр цифровой трансформации Михаил Федоров думает как же и за сколько им зарыть ВСУ под землю
Министр цифровой трансформации Михаил Федоров думает как же и за сколько им зарыть ВСУ под землю

Согласно первоначальному заявлению Федорова, первая линия будет построена военными, вторая будет находиться под контролем Госагентства по восстановлению и инфраструктурному развитию «за счет привлечения частных подрядчиков».

Ситуация еще более усложняется тем, что строительство спорадических укреплений до сих пор, в ходе полномасштабной войны, традиционно входило в компетенцию областных администраций Украины, которые периодически получали финансирование от центрального правительства.

Эта запутанная паутина ответственности, как предрекают на Украине, может открыть широкие возможности для коррупции и халатности во всей структуре проекта.

Здесь хочется упомянуть масштабы нашего строительства инженерно-фортификационных сооружений (по западным оценкам).

Совокупность укреплений простирается на 6000 км в выстроенном порядке. Они простираются с юга на восток через Херсонскую (886 км), Запорожскую (1869 км), Донецкую (1865 км), Луганскую (1140 км) области и Крым (265 км) вглубь тыла. Все это новое, не учитывая многолетних укреплений, построенных с 2014 года во время войны на Донбассе.

Учитывая, что нынешняя линия активного соприкосновения российских и украинских сил составляет примерно 1500 км, это практически 4 км укреплений на километр линии фронта.

Подписывайтесь друзья!