Помню, когда впервые посмотрел этот фильм в 1991 году, записав его на видеокассету в Апраксином Дворе, в Ленинграде, то он меня по-своему поразил. Начиная с титров, зритель погружался в атмосферу красивой, но печальной сказки... Великолепная музыка и декорации - это было, пожалуй, лучшим фильмом Тима Бёртона, включая и сам смысл картины.
По сути в фильме рассказывается о том, что когда ты добр к людям и открыт с ними, то становишься главной мишенью и изгоем. Поначалу они пользуются твоей добротой и открытостью, считая это некими уродствами в их понимании и уничижительной наивностью, а потом их лицемерное радушие принимает естественную для двуногих форму ненависти и агрессии, когда о доброго человека буквально вытирают ноги.
Возможно в американском обществе всегда так и было, но у нас я помню период, когда доброта, искренность, скромность и открытость высоко ценились. Всё это стало объектом насмешек именно с приходом пресловутого американского образа жизни...
Посему все последние десятилетия у нас каждый нормальный добрый и скромный человек - это изгой. Такой человек в наши дни - урод, который не умеет жить, а значит его надо всячески прессовать, чтобы таким образом показать свою значимость и своё умение жить с позиции силы.
Сценарий написала Кэролайн Томпсон по сюжету Тима Бёртона. Оба считают данный фильм своим самым лучшим и любимым.
Потратив 20 миллионов долларов при создании, фильм заработал аж 86 миллионов.
Однажды вечером, старушка рассказывает своей внучке на ночь сказку о молодом человеке по имени Эдвард, у которого вместо кистей рук были лезвия ножниц.
Много лет назад Пег Боггс (Дайан Уист), местная продавщица продукции Avon (тогда мы ещё не знали что они производят хреновую косметику и парфюмерию), пытается продать хоть что-то в ветхом готическом особняке, где как оказалось живёт Эдвард (Джонни Депп). Кстати, очень странно что особняк заброшен, не продан или кем-то занят. Не похоже это на американцев, где недвижимость просто так не валяется посреди жилого квартала.
Творение старого Изобретателя (Винсент Прайс), Эдвард - нестареющий гуманоид. Изобретатель обучал Эдварда на дому, но умер от сердечного приступа, прежде чем закончить свою работу и сделать Эдварду руки, оставив того незаконченным. Пег находит Эдварда одного и предлагает отвезти его к себе домой, обнаружив, что он практически безвреден, несмотря на свой устрашающий внешний вид.
Пег знакомит Эдварда со своим мужем Биллом (Алан Аркин), их маленьким сыном Кевином (Роберт Оливери) и дочерью-подростком Ким (Вайнона Райдер). Эдвард влюбляется в Ким, несмотря на её первоначальный страх перед ним. Поскольку их соседи проявляют любопытство к новому гостю, Богги устраивают барбекю в его честь. Большинство соседей очарованы добротой и творческими талантами Эдварда и подружились с ним, за исключением эксцентричной религиозной фанатички Эсмеральды (О-Ланд Джонс) и надменного парня Ким Джима (Энтони Майкл Холл).
Эдвард отплачивает соседям за их радушие тем, что подстригает их живые изгороди под разные сказочные фигуры, переходит к стрижке собак, а позже делает удивительные причёски всем соседским женщинам. Одна из соседок, Джойс (Кэти Бэйкер), сексуально озабоченная одинокая мадам в возрасте, предлагает Эдварду помочь открыть парикмахерскую, чтобы он мог содержать сам себя. Во время поиска места Джойс пытается соблазнить его, но пугает своим напором и непристойным поведением. В отместку, что Эдвард сбежал от неё, Джойс лжёт соседским женщинам о поведении Эдварда и утверждая что тот хотел её изнасиловать, чем снижает их доверие к нему.
Мечта Эдварда, которую ему навязали по сути дела, об открытии салона рушится, когда банк отказывает ему в помощи на том основании, что юридически он не является человеком и вообще не существует. Вот если он возьмёт кредит и получит водительские права, тогда это будет говорить о том, что он реально существующий человек. Тонкий намёк на то, кого капитализм считает людьми.
Ким же тоже очарована добротой Эдварда. Ревнуя Ким к Эдварду, Джим пользуется его наивностью (свидетельство чистоты души), прося его взломать замок в доме его родителей, чтобы тайно обокрасть их. Так Джим намеревался продать имущество родителей, чтобы купить себе фургон. Эдвард соглашается, но когда он взламывает замок, срабатывает охранная сигнализация. Джим сбегает, а Эдварда арестовывают. Полиция установила, что пожизненная изоляция лишила Эдварда всякого здравого смысла или морали. Из-за ходатайства Боггсов и некоторых соседей, а также отсутствия факта кражи, его отпускают. Тем не менее Эдвард берёт на себя ответственность за ограбление, говоря Ким, что он сделал это только потому что она сама попросила его. Сам же Эдвард прекрасно знал что это дом родителей Джима. Но теперь его избегают все соседи, за исключением семьи Боггс, в которой он продолжает жить.
На Рождество Эдвард вырезает ледяную скульптуру в виде ангела по образу танцующей Ким: ледяные стружки подбрасываются в воздух и падают как снег, чего никогда раньше не случалось в этом городке. Ким танцует под этим снегопадом, заворожённая творением Эдварда. Внезапно появляется Джим, кричит на Эдварда, чем пугает его и заставляя случайно порезать руку Ким. Джим тут же обвиняет Эдварда в умышленном причинении ей вреда, но Ким, испытывающая отвращение и сытая по горло ревнивым поведением Джима по отношению к Эдварду, расстаётся с ним. Тем временем Эдвард в ярости от обиды убегает, уничтожая по пути свои работы и пугая Эсмеральду, пока его не успокаивает единственное человечное существо в городке - бродячая собака...
Злобные соседи, вскрывшие теперь свою истинную личину, уже вызвали полицию хотя повода никакого нет. Родители Ким отправляются на поиски Эдварда, а она остаётся на случай, если он вернётся. Эдвард действительно возвращается и находит там Ким. Она просит его обнять её, но Эдвард колеблется, боясь причинить ей боль. Пьяный друг Джима отвозит его к дому Ким и едва не наезжает на Кевина. Только бросившийся на дорогу Эдвард и схвативший мальчишку на руки, спасает его от смерти. Но при этом он случайно ранит его своими лезвиями. Соседи же сразу устраивают истерику и обвиняют Эдварда в нападении на Кевина. Ким стоит и молчит как последняя... сами знаете кто. Когда Джим сбивает Эдварда с ног и начинает его избивать, Эдвард защищается и легко ранит Джима. Тогда только подходит тормозная Ким и советует Эдварду бежать. Он так и делает, отправляясь обратно в заброшенный особняк Изобретателя. Следом за ним едет полицейская машина.
Ким следует в особняк. Следом шумной толпой ринулись все соседи. Полицейский, видя что Эдвард скрылся в дверях заброшенного здания, делает два выстрела в воздух, дабы и его напугать и соседей отсудить. Выйдя к толпе, он убеждает их что всё кончено. Но они всё равно рванули за ворота к особняку...
Ким уже здесь, внутри. Она находит Эдварда на самом верху, на чердаке с полуразрушенной крышей. Но следом за ней шёл и Джим. Он достаёт пистолет и стреляет. Ким успевает схватить его за руку и выстрел вверх обрушает ту часть крыши, под которой стоял Эдвард, заваливая его обломками. Джим не успокаивается и хватает кочергу, чтобы забить Эдварда. Эдвард не сопротивляется, пока не видит, что Джим бьёт Ким, когда она пытается вмешаться. В ярости Эдвард наносит Джиму удар лезвием в живот и выталкивает его из окна особняка навстречу смерти.
Ким признаётся Эдварду в своей любви и целует его, прощаясь навсегда. Оба понимают, что их любовь не имеет будущего. Хотя почему? Могли бы себе жить долгие годы пока Ким не состарится и не умрёт. Лучше столько времени вместе, чем нисколько. Просто Ким его не любила. Когда собираются соседи возле трупа Джима на земле, она убеждает их, что Джим и Эдвард убили друг друга, в доказательство показав одну из заготовок Изобретателя в виде руки-ножниц, что валялась внутри.
Старушка, оказавшаяся состарившейся Ким, заканчивает рассказывать своей внучке историю и говорит, что больше никогда не видела Эдварда, надеясь, что таким образом Эдвард запомнит её такой, какой она была в юности. Она верит, что он всё ещё жив, потому что без него не было бы снега в их городке, как не было его и до появления Эдварда. Затем нам показывают, как Эдвард вырезает ледяные скульптуры на том самом чердаке, где они расстались с Ким много лет назад. Скульптуры словно рассказывали о его отношениях с Ким, а кусочки льда порхали в воздухе как снег на ветру...
Вот такая вот трогательная романтическая сказка. Я был от неё в восторге тогда, в 16 лет. Тогда и в голову не могло прийти, что в грядущей жизни не будет места таким вот людям, такой любви, таким взаимоотношениям. Тогда невозможно было представить, что даже обычный человек будет так же одинок и никому не нужен как Эдвард. И посмотрев этот фильм сейчас, спустя 32 года (!!!), мне показалось что их и не было, что я всё тот же паренёк, который переживал за Эдварда, но который его теперь ещё больше понимает. Всё-таки я бы на месте Эдварда забрал бы к себе того бродячего пёсика. От них куда больше любви, верности и понимания, нежели от таких вот Ким, которая затем спокойно вышла замуж (видимо тоже по любви), завела детей и внуков. А как пела, как пела и танцевала...
Ну а теперь поговорим о производстве фильма. Джонни Депп, по моему скромному мнению, актёр очень слабый. Я всегда считал, что его роль в "Плакса" - его потолок. Здесь он скрывался за маской и образом, но в целом с ролью справился, хотя мне кажется можно и нужно было сыграть лучше и драматичнее. Мне кажется что Депп до конца не понял сути происходящего с его героем.
Первоначально роль предлагалась Гари Олдману и Тому Хэнксу. Ну, Том Хэнкс - это бездушная пустышка. Не знаю кто его там раскрутил, но всегда считал его "мёртвым" актёром без признаков жизни на лице. А вот Олдман возможно сыграл бы лучше. Во всяком случае лучше Джонни. Но оба актёра отказались. Хэнкс выбрал роль в провалившемся фильме "Костёр тщеславия", а Олдман счёл эту историю абсурдной, что не делает ему чести и не добавляет ума.
Киностудия настойчиво рекомендовала Бёртону снять Тома Круза. Вряд ли бы у него тоже получилось как надо, но не сошлись в том, что Круз требовал счастливую концовку. Сценаристка Кэролайн Томпсон предлагала Джона Кьюсака. Тут я не сомневаюсь, что он не смог бы сыграть как надо. В разные периоды рассматривались Роберт Дауни, Уильям Хёрт и Джим Кэрри. Ну Кэрри это сразу мимо, а вот Дауни-младший вполне возможно бы подошёл. Даже Майкл Джексон просился на роль. Хотя куда его там гримировать, если от него как человека и так мало что осталось?
Но Бёртон видел в роли только Деппа. Когда тот читал сценарий, то "плакал как ребёнок". На роль Ким он взял Вайнону Райдер после их удачного сотрудничества в фильме "Битлджус". Хотя рассматривалась и Дрю Бэрримор.
На роль Джима пробовался Криспин Гловер. Для Винсента Прайса роль Изобретателя была последней в кино.
Джонни Депп (1963 г.р.) и Вайнона Райдер (1971 г.р.) на тот момент состояли в связи (1989-1993), когда Депп ещё себе сделал татуировку "Вайнона навсегда", впоследствии затёртую и изменённую на "Вино навсегда".
Для съёмок был выбран район Тампа-Бэй во Флориде, включая город Лутц на Тинсмит-серкл внутри подразделения Carpenter's Run, и торговый центр Southgate в Лейкленде. Съёмочная группа нашла, по словам художника-постановщика Бо Уэлча, "своего рода обычный пригород, который мы сделали ещё более бесхарактерным, покрасив все дома в выцветшие пастельные тона и уменьшив размеры окон, чтобы он выглядел немного более параноидальным".
Фасад готического особняка был построен недалеко от Дейд-Сити. Большая часть съёмок проходила в Лутце с 26 марта по 19 июля 1990 года. Затем производство переместилось в звуковую студию Fox Studios в Сенчури-Сити, Калифорния, где снимались интерьеры особняка.
Гигантские топиарии, которые создаёт Эдвард в фильме, были сделаны путём обёртывания металлических каркасов мелкой проволокой, а затем вплетения в неё тысяч маленьких пластиковых веточек растений. Эдварда сотворил Стэн Уинстон. Образ создавался за 1 час 45 минут.
"Эдвард руки-ножницы" - четвёртый совместный художественный фильм режиссёра Тима Бёртона и композитора Дэнни Эльфмана. Оркестр состоял из 79 музыкантов. Эльфман также называет данный фильм воплощением своей самой личной и любимой работы.
"Эдвард руки-ножницы" - это книга-сказка, заканчивающаяся прологом и эпилогом, в которых уже состарившаяся Ким Боггс рассказывает историю своей внучке.
Фильм по-прежнему хорошо, хотя в нём и много лишних моментов. Я бы укоротил эти многочисленные сцены с соседями и придал больше драматизма. Но всё равно, теперь, когда всякий нормальный человек является изгоем, этот фильм особенно ценен. Надо всё равно жить и оставаться человеком. Другого пути нет.