Найти тему

Тайна белой мозаики

— Что ты делаешь?

— Я работаю.

Так ответил мне седовласый мудрец, сидевший на соломке посреди храма. Он был высок и костляв, а кожа почернела от загара. Длинными и тонкими, как лапки паука, пальцами мудрец соединял друг с другом кусочки мозаики. Кропотливо, уголок к уголку, выкладывал на полу в углублении белые гладкие камушки. Без оттенков, без крапинок, без жёлтого или серого налёта — абсолютно белые. Я даже не знал, что такие бывают. 

— Я хорошо помню своё последнее путешествие, — произнёс я в раздумьях. — В Италии, неподалёку от побережья Неаполитанского залива, я видел погибший город. Давным-давно его засыпало пеплом от вулкана. Я ходил среди древних руин и думал, что огонь, извергнувшийся из недр Везувия, будто бы остановил течение времени. Улицы и дома, стены и мостовые остались такими же, как тысячу восемьсот лет назад. Помню надписи на латыни, фрески и мозаики. Да, мозаики. На них изображали птиц, рыб, зверей, людей, цветы, растения. Это потрясающее искусство, очень сложное.

Мудрец взглянул на меня снизу вверх.

— И что? — безучастно спросил он.

— Разве смысл мозаики не в том, чтобы изображать что-то?

— Верно.

Я замялся. Голос у старика был ровным, а глаза — чистыми и ясными. Он с любопытством наклонил голову.

— И что будет изображено на твоей мозаике? — спросил я.

— Откуда я знаю? — удивился мудрец. — Я ещё её не закончил. Вот когда соберу полностью, тогда и пойму.

Я не знал, как реагировать на столь странный, но, безусловно, логичный ответ.

— Смотри, — сказал я, чувствуя себя так, будто объяснял трёхлетнему ребёнку, сколько будет два плюс два. — В тех мозаиках были камни разных цветов. Понимаешь, разных. Синие, красные, зелёные. А у тебя камни абсолютно белые.

— Да, белые, — с гордостью произнёс мудрец. — Я сам лично отобрал их и промыл так, чтобы и пятнышка не осталось. Вот, видишь? — С этими словами он поднёс один из камней к моему лицу и повертел рукой. Действительно, на нём не было ни пятнышка, ни царапины.

— Зачем столько стараться из-за бесполезной пустой мозаики?

— Откуда ты знаешь, что она пустая?

— Разве ты не догадываешься?

— Нет, — глубокомысленно ответил мудрец. — Я же не знаю. Всё может приключиться. Один раз я чихнул на мозаику, и получилось нечто вроде рисунка. Небольшого, правда. В другой раз птица надо мной свивала гнездо и уронила воск, смешанный с глиной, прямо на середину. Вышло вполне неплохо. Знаешь, птицы — талантливые мастера, гораздо лучше людей. А ещё сюда часто залетает пыль. Она тоже умеет оставлять следы.

— То есть, ты и раньше этим занимался? — только и смог сказать я.

— Конечно! — воскликнул мудрец и неожиданно проворно вскочил на ноги. — Вот!

Он показал в дальний угол храма, и там в нише я увидел уже готовую мозаику. Раньше она была такой же белой, как и её нерождённая сестра, но потемнела от времени.

— Что она изображает? — спросил я.

— Не знаю. Это ведь не я её делал.

— Но кто, если не ты?

— Бог.

Сказав это, мудрец кивнул на открытые двери храма, будто Бог находился прямо там, и я поневоле вздрогнул. Может, Он и правда стоит за порогом, держа в одной руке горсть песка, а в другой — птицу, готовую в любой момент взлететь под потолок и оттуда испортить великолепное в своей бессмысленности творение мудреца.

— Где же остальные мозаики?

Мудрец вместо ответа указал на третью мозаику, выложенную кругом на полу у низкого столика. На неё будто разлили чернила. Или не будто...

— Не будто, — сказал мудрец, угадав мои мысли. — Это мой собрат, тоже монах, проходил рядом, но споткнулся и случайно разлил баночку чернил. Мне было немного жаль, ведь его трактат в тот день так и остался неоконченным, но, с другой стороны, я никогда не любил пространные философские рассуждения в книгах.

— Так кто автор этой работы? — спросил я, надеясь, что собеседник, наконец, растеряется. — Ты? Твой собрат? Вы вдвоём?

— Бог.

Да, скорее, это мудрец заставил меня растеряться.

— Это единственные твои творения? — спросил я.

— Нет, конечно, в других храмах есть ещё мозаики, — сказал мудрец, небрежно махнув рукой. — Хочешь их увидеть?

— Не особо. Я уже понимаю: их все сделал Бог. Это не искусство.

— Разве Бог не творит искусство?

— Искусство творят люди.

— Но разве в людях нет ни крупицы Бога?

Разговор исчерпал себя уже в самом начале, поэтому я поклонился, поблагодарил мудреца за внимание и направился к выходу. Мудрец решил меня проводить и, как бы я не сопротивлялся, был весьма настойчив.

— Мозаика никуда не денется, — сказал он весело. — Пойдём, я покажу тебе кратчайший путь к городу.

В этот момент к мозаике подошла чёрно-рыжая кошка. Принюхалась, потрогала лапой камни.

— Эй-эй! — закричал я и хотел прогнать её. — Не тронь! Это тонкая работа!

Мудрец ощутимо ударил меня по руке.

— За что? — тихо и обиженно прошипел я.

— Это ты не тронь! — сурово сказал мудрец. Он нахмурил брови, сжал губы, и глаза его сверкали гневом. — Пусть делает, что хочет.

Но как же мозаика? Как же ваши отобранные и тщательно промытые камни?

— Она их не съест, не бойся.

— Но она всё разрушит…

— Разрушают люди, милый друг. Все остальные создания следуют своей природе... И тому, кто за ней стоит.

— Кто же за ней стоит? — из чистой вежливости спросил я. Кошка тем временем уже вовсю выцарапывала камешки из углубления.

— Бог.