С подачи старшего сына посмотрел фильм “Слово пацана. Кровь на асфальте”. С экрана жёстко пахнуло давно забытым духом совдепа. Многие уже подзабыли о том, как это было в релаьности, а тут — красноречиво всё, и по делу. На этот счёт хочу сказать пару слов. Единственно, попрошу всех почитателей серпа и молота не читать далее и — не дай Бог — оставлять комментарии. Без тени сомнения воспользуюсь своим правом меньшинства, чтобы послать в бан всех, кто со мной не согласен ;-)
Кровавый совдеповский рай
Сегодня на фоне уже повсеместно утвердившегося пост-империализма многие склонны идеализировать советскую эпоху. Дескать, тогда всё было по красоте, и корм был хороший, и бесплатное образование, и бесплатная медицина, и бесплатный проезд в транспорте, и вообще, куча благ, о которых мы сегодня даже и мечтать не можем.
И самое главное, говорят, что была спокойная жизнь, была уверенность в завтрашнем дне, были равные возможности и социальные лифты. Было чем гордиться. Страна семимильными шагами двигалась в сторону настоящего коммунизьма, когда каждому по потребностям, но тут пришёл Горбачёв и всех сдал, и вся великая страна пошла под откос.
Я уже писал в своей статье “Почему развалился СССР” об истинных причинах произошедшей “трагедии”, ну, во всяком случае, свое мнение на этот счёт. Понимаю, что многие со мной не согласны. Бывает, я не настаиваю.
И вот тут — этот фильм. Который, пусть и с другой стороны, подтверждает мой тезис: СССР был обречён изначально, потому что в его основе лежала материалистическая философская база. У него не было шансов. И эту мину замедленного действия подложили под него при самом зарождении — сам дядюшка Ленин со своим марксизмом.
Советская власть была выстроена на крови невинноубиенных миллионов русских людей, причем это был цвет нации, дворяне, священнослужители, инженеры, врачи, военные, а также их дети и, иногда, даже и внуки. Кто-то покаялся за это, принёс извинения? Нет, а зачем, пацаны же не извиняются…
В одной из песен Евгения Головина, написанной в те самые 80-е годы (а может и раньше), есть такие слова:
А лозунги зреют богато,
Мол продукции больше давай,
Зовут пролетарское стадо
В кровавый совдеповский рай…
На мой взгляд, ёмко и по сути.
Жаждущие реставрации той эпохи всякий раз упорно, напрочь забывают о том, что вся эта система была построена на тотальной лжи, и вот вам “Слово пацана” в подтверждение.
Вязкая трясина демократического централизма
В последней серии фильма "отшитый" пацан Марат Младший Адидас вынужден вступать в комсомол. А куда ему было деваться? "Чушпана" может обидеть любая "скорлупа", и никакой правды он никогда не добъётся. Марату это известно лучше других. Но жить-то надо. Тем более есть цель: поквитаться с Коликом, который уничтожил его светлую мечту, его любовь. Не понятно, правда, на что он рассчитывал со своей Айгуль. Её родители вряд ли бы согласились на их брак. Будущее его самого как активного молодого бандита едва ли могло бы быть "радостным". Проломленный череп на какой-нибудь стрелке, или, в лучшем случае, срок, который на короткое время оттянул бы это событие. В его ситуации переход в комсомол выглядит не просто логичным, но, в некотором смысле, спасительным шагом.
И вот тут разверзается вся бездна комсомола. То, что они варят джинсу и заработали полмиллиона за прошлый год — ну, ладно. Ок. Ушлые ребята. Можно понять, особенно с высоты сегодняшнего понимания жизни.
Но вот наступает день инициации — приём в комсомол пионеров. Всего-то нужно надеть красный галстук и ответить на несколько несложных вопросов: про ордена, про бесценный устав, и про — демократический централизм. В устах Марата этот “централизм” звучит как устав самих группировщиков. Противоречий нет никаких. Туда, куда он вступает, правила те же самые, только тут врать себе и другим — считается нормой и даже поощряется при произнесении мантры "честное комсомольское". У “улицы” есть понятие про “слово пацана", которое, как бы, круче, но по сути и то и другое зачастую — обычное враньё.
Марат без труда врёт со сцены. Для него эта процедура ничего не значит, он изначально не верит им. Да и врать он привык, он врёт как дышит. Принимающие его в ряды ВЛКСМ с лёгкостью принимают эту его ложь, потому что для них это тоже привычно, они и сами так делают. Фактически, тут происходит клятва во лжи. Причём клянущийся признаёт над собой безусловную власть большинства, даже ели эта власть лжива. И это есть необходимое условие инициации — это тот самый клей, который удерживает всю эту комсомольскую стаю от распада.
Андрей Пальто видит эту ложь. И Марат, конечно, видит. Он понимает, куда его тятнут “старшие товарищи”. И поэтому в заключительной драке с Пальто он проигрывает. Хотя он физически сильнее, и опыта в драках у него больше. Андрей побеждает его силой своего духа, потому что он всё ещё честно верит в "слово пацана". Он сам еще ни разу не "соскочил с базара", он еще молодой и горячий, и у него всё ещё впереди. И самое главное — за ним большинство, к которому оба они ранее принадлежали. А когда Марат оказался в меньшинстве, его просто отшили; хотя все вроде как понимают, что он "честный пацан" и по сути не только не виноват, но скорее стал сам жертвой обстоятельств. Но брата нет, поддержать некому, впрягаться никто не готов, а понятия важнее правды, и понятия берут верх. Демократический централизм в чистом виде.
Демократический централизм одерживает победу всегда. Безусловная власть большинства. Меньшинство всегда должно уступить и принять волю большинства.
Тотальная ложь и тотальный страх
Посмотрите, в этом фильме врут все. Врут, потому что боятся.
Всякий раз, когда с экрана звучит “слово пацана”, оно по факту оказывается ложью. Ни один давший слово в конечном итоге за базар не ответил. По факту получается, что слово пацана означает "я тебя кину".
Но даже если оно не звучит, вся эта система пропитана ложью. Андрей врёт матери и в итоге доводит её до дурки, потому что боится сказать ей правду. Ералаш врёт бабушке. Марат врёт Айгуль. Адидас врёт Наташе. Т.е. все они оказываются вынуждены врать даже самым близким, самым любимым людям, потому что они боятся потерять свой статус.
Все пацаны постоянно врут в школе, в милиции и даже друг другу потому что боятся расправы. Главари группировок прикрываясь понятиями обманывают друг друга, и в итоге вынуждены подставлять десятки своих подопечных под жёсткие разборки, отстаивая собственное принципиальное право лгать вернее других. Или наоборот, лгут, чтобы избежать последствий, что, впрочем, даже как бы и правильно получается. Они лгут потому, что они боятся потерять авторитет. Даже невинная Айгуль вынуждена врать родителям, ментам, чтобы покрыть ложь любимого пацана, потому что она боится его потерять.
Ну да что пацаны, они по крайней мере врут "благородно". Но ведь и менты врут. Они врут пацанам, потому что не считают их за людей. Они врут друг другу, чтобы добиться каких-то своих целей, например, чтобы “закрыть мокрое дело”. Они врут обычным людям, делая вид, что живут на свою зарплату в 160 руб. (помните разговор про икру в больничке?). И эта взрослая административная ложь отражает укоренившийся в подсознании страх перед системой, в которой они лишь винтики, и которая может лишить их и того малого, что им даёт. Впрочем, это, конечно, ложь во спасение, ибо они охраняют общественный правопорядок, то есть утверждают ложь системы силой оружия.
В школе учителя врут детям и их родителям (а дети, кстати, видят это, берут пример и сами уверенно врут учителям и родителям). Потому что учителя тоже боятся. Они боятся физической расправы ("отберут шапку"), плохих показателей по учебной работе, боятся за свою партийную характеристику.
Про ложь комсомола уже сказано выше. Хотя их ложь изощрённей. Они самозабвенно лгут во имя своей клятвы во лжи. Потому что они убеждены, что именно так правильно.
Молодая милиционерша Ирина Сергеевна — уж на что положительный персонаж — и та вынуждена врать. Чтобы, в частности, покрыть враньё Андрея, которого она, как ей кажется, спасает от улицы. И она удовлетворённо хлопает в ладоши с трибуны комсомольского собрания в ответ на враньё Марата. Доверчивая такая.
И т.д.
Вся эта ситуация наглядно иллюстрирует всю систему совдепа, когда верхушка твердо знает, что сами они не идут ни к какому коммунизму, но упорно и по привычке ведут туда народные массы. А сами жаждут поскорее монетизировать свою власть: пить виски, ездить на иномарках, смотреть видеомагнитофоны, носить фирменные шмотки, и наслаждаться прочими благами западной цивилизации.
И они положа руку на сердце открыто врут народу и врут друг другу. Искренне врут с трибун съездов, красноречиво врут со страниц газеты “Правда”, пламенно врут перед иконами своих вождей и своими красными знамёнами (между прочим, знамя-то на самом деле было белое, и покраснело оно от крови невинноубиенных, а вовсе не от крови погибших за рабочий класс). Они боятся утратить власть, но больше того, они боятся разоблачения собственной лжи. Ведь кем они должны будут считать себя, если вся их ложь вскроется? Какие же они после этого пацаны?
За что боролись, на то и напоролись
Но есть же ещё обычные люди, живущие в нищете, в постоянном дефиците, которые готовы проиграть последние 100 руб и лисью шапку, в смутной надежде чудесным образом удвоить свой мизерный “капитал”. Эти люди работают на заводах во имя лживых лозунгов, и они даже не замечают всего убожества ситуации, в которой оказались.
Эти люди живут в плену стереотипов. Они не осмеливаются задавать вопросы, потому что “все так живут”. Несчастная Айгуль становится жертвой стереотипов собственных родителей! О чём ещё говорить?! Чего стоит это демократическое большинство, повязанное всеобщей клятвой лжи?
Да, среди этих людей очень много наивных душ. Да, им просто нужно во что-то верить, чтобы жизнь имела хоть какой-то смысл. Но чему они могут научить своих детей? Дети сбиваются в стаи именно потому, что ясно ощущают повсеместную ложь своих предков, улица — это по сути их протест против этой самой лжи, хотя, увы, ничего лучшего они придумать не могут. Потому что реальной альтернативы нет, только кровь на асфальте.
Какое общество могут построить такие люди? Конечно, можно сказать, что они жертвы, их заставили, их так научили, у них по сути нет выбора. Но можно ли таким образом оправдать тотальную ложь?
И, самое главное: есть ли будущее у подобной системы?
Вопрос риторический…
А что, сейчас лучше?
Многие сторонники реставрации СССР выдвигают этот убойный аргумент. Дескать, уж лучше так, то есть в тотальной лжи, нежели как сейчас, при уже вполне себе "откровенном сатанизме". Сомнительная альтернатива, на мой взгляд…
Я далёк от того, чтобы воспевать текущую ситуацию. Конечно, та яма, в которую в итоге скатилось наше общество, ничуть не лучше, и во многом жёстче, паскуднее. Но у нас в этой ситуации есть одно несомненное преимущество.
Мы стали взрослее. Канул в небытие тот наивный инфантилизм, когда люди верили, что если мы честно сдадим партии свои “по возможности”, то взамен получим хотя бы “по труду”. Сегодня нам никто не гарантирует даже этого; сегодня мы все превратились в товар: мы продаём своё время на рынке труда, чтобы иметь хотя бы то, что имеем. Но по крайней мере теперь это честно.
Конечно, рынок этот устроен не в нашу пользу. Потому что по большому счёту всем на всех плевать. Скоро вообще роботы заменят человека, и даже этого рынка труда не будет, и тогда вообще не понятно, как жить. Но по крайней мере нас никто и не обнадёживает, нам говорят, если можешь — возьми. Борись за жизнь, и бери от жизни всё. Или уничтожай себя, пей, кури, колись, погибай на войне, сам сделай так, чтобы тебя не было.
Кому ты нужен, если ты не нужен сам себе? Как личность, достойная уважения?
Партии? — Как элемент большинства, который будет голосовать "единогласно", ещё мог бы сгодиться. Как винтик, как втулка, как послушный элемент системы. Как личность — едва ли.
Корпорациям? — Нет, не нужен. Таких, как ты, миллионы. Твоё место у кормушке без проблем отдадут другому, стоит тебе только замешкаться.
Природе? — Тоже нет, ибо ты производишь углекислый газ, а стало быть ты враг природы. Разве только как удобрение...
Всем нужны только молодые, сильные, красивые, амбициозные, богатые. Еще нужно "мясо" для утех и "на запчасти", любого пола и возраста. Умные не нужны. Личности не нужны.
И всё-таки мы стали взрослее. Как говорится, если мы не погибли в этом беспределе, значит, стали сильнее. Я бы сказал так: теперь у нас больше шансов стать личностью, потому что над нами не довлеет безусловно воля большинства.
А есть ли выход?
Чтобы меня не упрекнули, что я нагнал жути и бесперспективняка, попробую завершить этот опус на оптимистичной ноте.
Главная проблема стремительно отжившего свой век социализма — та же самая, что и в нынешнюю, (пост-)империалистическую эпоху . И это проблема философская. Имя ей — материализм.
Сегодня нас никто не заставляет быть материалистами, как тогда. Сегодня — это уже наш личный выбор.
При совдепе такого выбора у людей не было. Тогда всех людей — вот именно что! — заставляли быть материалистами. А сейчас — нет. Храмы открыты, иди, молись, исповедуйся. Не хочешь в храм, пожалуйста, займись оккультизмом, йогой, даосизмом, суфизмом, чем угодно. Верь в Бога, верь в Высшие силы, верь в свое Высшее Я. Верить во что-то кроме коммунизма, теперь можно.
А это значит, что у нас есть возможность свободно менять собственное мировоззрение. И именно в этом я вижу выход.
Система, построенная на глобальной лжи материализма, достигла своего предела. Она рушится на наших глазах. Она самоуничтожатеся. Чтобы не погибнуть вместе с ней, достаточно просто встать в сторонке и наблюдать.
Главное не попасть под какой-нибудь обломок этой вавилонской башни, чтобы не пришибло.
И слава Богу, что есть Россия. Здесь сегодня точно поспокойнее. Шансов выжить тут точно больше. И места тут много, всем хватит. Главное — не пилить сук, на котором сидим.
Не надо быть русофобами, ребята. Давайте жить дружно!
Россия — матушка. Она не даст нам погибнуть. Потому что она Богом хранима.
В самом ближайшем будущем грядёт Единая планетарная цивилизация. Она будет какой угодно, только не материалистической. В основе грядущей цивилизации будет лежать очевидное понимание и безоговорочное признание всеми людьми планеты одного простого и очевидного факта: Бог есть!
—
Тимофей Решетов