Найти тему

Как инфошум съедает продуктивность?

Оглавление
Задача нашего поколения: вычленять из всей этой информационной клоаки только то, что нужно.

В рамках университетского проекта редакция журнала Volume выносит на обсуждение интервью с Сергеем Бажиным из креативного агентства Meat.media. Что такое инфошум, каковы его последствия и как с ним бороться вы узнаете ниже. Для удобства, абревиатура 2ТМД обозначает нашего интервьюера.

Сергей Бажин
Сергей Бажин

2ТМД: Как считаете, каким образом рождается информационный шум?

Сергей Бажин: Информационный шум - он и в Африке шум. То есть, если вокруг громко играет музыка, ходят люди и разговаривают, а вы в кафе сидите с другом и пытаетесь пообщаться, вам не удастся сделать это нормально, качественно, потому что вокруг вас будет звуковой шум.

То же самое и с информационным: он не возникает ситуативно, это здесь и сейчас. Это в принципе общая тенденция, которая началась с развитием информационных технологий. Чем меньше у нас было источников информации, тем меньше у нас было информационного шума. Сейчас он нас окружает постоянно.

Естественно, с появлением соцсетей информационного шума стало в разы больше. Как устроены их алгоритмы: они отфильтровывают часть контента, но в то же время поддерживают информационный шум, для того, чтобы мы всегда в нём находились. Это нужно, чтобы как-то переключать наше внимание и удерживать его.

Поэтому появилось клиповое мышление и привычка к быстрому получению дофамина. Мы не любим читать длинные сообщения, у нас теряется внимание и, соответственно, мы быстро устаём.

По сути, мы привыкли жить в информационном шуме. Главное, чтобы он для нас был приятным. Алгоритмы социальных сетей всё делают для этого. Тем не менее, сделать что-то качественное в информационном шуме становится крайне сложно. Быстрый дофамин нас утомляет и нам требуется новая-новая-новая порция, мы не успеваем накапливать его запас. Поработали, посидели в социальных сетях - устали. На какие-то крупные проекты и задачи нас уже не хватает.

2ТМД: Любая ли информация влечёт за собой шум или является им?

Сергей Бажин: Не любая. Шумом являются короткие и не связанные собой сообщения.

Есть такой тренинг: как приучить себя выполнять крупные задачи. Мы тренируем себя уделять больше внимания определённой теме. Например: час времени мы выделили и читаем про бегемотов. И вот мы пытаемся понять, изучаем со всех сторон, почему бегемоты толстые. Таким образом, мы себя ограждаем от информационного шума: сосредотачиваемся на одной теме. Хотя, безусловно нас будут отвлекать выскакивающие рекламы, поисковые запросы, но это уже задача нашего поколения: вычленять из всей этой информационной клоаки только то, что нужно. Просто так от информационного шума не избавишься: только если не окажешься на необитаемом острове, где нет ничего.

-2

2ТМД: Могут ли вирусные события и все потоки информации, которые крутятся вокруг них, называться информационным шумом? Может ли инфошум быть в чём-то полезен?

Сергей Бажин: Да, это часть информационного шума. Он может быть полезен, но не всем. Только тем, кто этим пользуется сознательно. Например, отвлекая людей от скандальных событий. Простым людям пользы мало, разве только в том, что можно расширить свой кругозор. Однако иногда, работая в какой-то сфере, взгляд замыливается и кажется, что наступил тупик. Но решения часто приходят со стороны. Просто надо уметь выхватывать из информационного шума что-то полезное для себя и пользоваться этим.

2ТМД: Бывало ли такое у вас или у знакомых, что из-за постоянного инфошума вы чувствовали себя иначе?

Сергей Бажин: Безусловно. У меня и моих знакомых постоянно возникает в голове хаос из-за инфошума. Куча тем, которые были увидены или прочитаны, всплывают в голове. Особенно ночью, отчего не можешь заснуть. Мы переключаемся от одной темы к другой, не можем сосредоточиться на чём-то.

Это влечёт за собой не просто усталость, а выгорание. У тебя есть какие-то большие задачи и ты не можешь их сделать, потому что постоянно что-то отвлекает. Или вовсе нет конкретной большой задачи, но ты её даже сформулировать не можешь. Тратя себя на эти небольшие отвлечения и информационные шумы, мы устаём. Придите на праздник какой-нибудь городской, походите там час-полтора-два. Безусловно вы устанете, потому что кругом кучу всего происходит: люди говорят, музыка играет. Долго в такой обстановке находиться невозможно. С интернетом и медиа происходит тоже самое: мы окружаем себя информационным шумом и выматываемся. Когда понимаешь, что устал, не сделав ничего стоящего, наступает выгорание.

-3

2ТМД: Как вы справлялись с этим?

Сергей Бажин: Нужно тренироваться, учиться ограждать себя от инфошума. Минимум час в день стоит пробовать заниматься изучением одной темы. Таким образом, мы будем и удовлетворять потребность в новой информации, получать подпитку, и в то же время будем сосредотачиваться на чём-то. Главное точно сформулировать запрос, чтобы не отвлекаться на посторонние темы.

Иногда ещё можно и нужно, что называется, тупить. Не думать ни о чём. Сидеть в тишине и ничего не делать. Это важно, особенно для ребёнка. Очень часто говорят родители: “Наша задача занять чем-то детей”. Сначала ребёнок в школе, потом идёт на шахматы, потом на плавание, потом на фехтование, потом ещё кружок лепки, пения… И весь день занят. У детей тоже начинается выгорание, они не могут сосредоточиться на чём-то одном. И для взрослых, и для ребёнка, важно ничего не делать какое-то время. Несколько дней или несколько часов быть предоставленными самим себе.

Лучшие решения рождаются, когда наш мозг отдыхает. Мы должны ему давать передышки, чтобы он мог эффективно работать. Необходимо предоставлять себе возможность находиться в тишине и заниматься разбором своих мыслей. А может, вообще ни о чём не думать, просто смотреть в одну точку, чтобы перезагрузка мозга произошла. Вот тогда будет нормально.

Редакция журнала Volume благодарит Сергея Бажина из агенства Meat.media за обсуждение проблемы инфошума! Хотите прочитать об этом больше? Переходите по ссылке в шапке профиля на журнал.