Найти в Дзене

Музей "Дом маяков".

Оглавление
Адрес: Кронштадт, Коммунистическая улица, 1
Время посещения: 30-60 минут

Служащие надежными проводниками на море, маяки обозначают местоположение и предупреждают мореплавателей об опасностях. Город-порт на берегу Финского залива Кронштадт, богат разнообразием навигационных знаков, представляющих историческое и культурное наследие.

С Кронштадта начинается история зарождения маячного дела. В Балтийских водах располагается самый старый маяк России, старейший смотритель несет службу, а проект Петра I о самом высоком маяке в мире так и останется чертежом.

В центре Кронштадта, рядом с Петровским доком, открыт музей "Дом маяков", где можно познакомиться с историей, увидеть точные макеты и настоящие линзы. Музей интерактивный, с оригинальным оформлением залов.

История маяков

Прототипом первых маяков служили сигнальные костры на береговых линиях, что позволяло ориентироваться на местности, указывать вход в порт. Для дальности светового сигнала стали использовать башни или колонны, но и они теряли эффективность в тумане или при плохой видимости, к тому же не защищали от рифов и мысов. Прорывом в маячном деле стало использование зеркальных линз, которые фокусировали свет и увеличивали его силу. Дальность светового сигнала маяка должна быть более 10 морских миль, иначе он считается навигационным знаком. В одной стране у каждого маяка уникальная проблесковая система.

Первые маяки появились в древние времена. Один из самых известных исторических примеров — Александрийский маяк на острове Фарос, построенный около 280 года до н.э. Его высота составляла порядка 120-150 метров. Одно из семи чудес света было разрушено землетрясением.

Город-порт Кронштадт

Петр I нашел единственный безопасный фарватер к Кронштадту. Сюда приходили крупные торговые корабли, грузы перегружали на малые суда и отправляли в Петербург. Это занимало много времени и было экономически неэффективно, поскольку Финский залив мелководный, и большие суда не могли проходить по нему до 1885 года. Только после прокладки искусственного морского канала ситуация изменилась.

Для контроля торгового пути был построен форт "Кроншлот", а один из первых в России маяков, Толбухин, предупреждал о навигационных опасностях. Северо-западные ветра прижимают корабли, и для прохождения судоходного пути необходимо свернуть на север почти под 90°.

До сих пор заход в порт Санкт-Петербурга остается очень сложным, и нигде в стране нет такой плотности навигационных знаков на квадратный метр.

О маяках Кронштадта

Рядом с Петровским доком(и музеем), Петр I задумывал построить самый высокий маяк в мире. Планировалось, что башня с проходом под ней достигнет высоты 200 метров, но проект так и не был реализован из-за смерти императора. А вот, возведенный по его приказу и эскизу, маяк Толбухин несет службу и по сей день, являясь самым старым маяком России. Изначально он назывался "Котлинский", но 1736 году переименован в честь полковника Федота Семеновича Толбухина, отличившегося в Северной войне. Строительство каменного маяка началось в 1809 году.

Еще один из первых маяков России расположен в северной части острова Гогланд. Основан в 1723 году, перестроен в 1965 году по типовому советскому проекту из чугунных секций. Проект реализован на кронштадтском морском заводе. Свет маяка виден на расстоянии 26 миль (46.8 км). Старейший маячник Балтики, Николай Тихонович Макоренков, служит на Северном Гогландском маяке с момента постройки. Он живет здесь со своей семьей и занимается хозяйством. В 2021 году отметил свое 80летие. На острове они не единственные жители. Гогланд довольно большой, на его территории также расположены Южный маяк и метеостанция.

Маяк, выполненный в готическом стиле, на острове Большой Тютерс введен в эксплуатацию в 1904 году. С 1920 по 1940 год остров принадлежал Финляндии. Кирпичная кладка не выдерживала морозов, поэтому фасад маяка был облицован цементным раствором, чтобы предотвратить разрушения. После окончания Великой Отечественной войны, за островом Большой Тютерс закрепилось название "остров смерти". Каждый метр был заминирован немецкими войсками, и на его очистку ушли десятки лет. Больше информации о маяке, острове и жизни на нем можно найти в блоге начальника маяка Дмитрия "Маяк острова Большой Тютерс" в социальной сети ВКонтакте.

Мир шагнул вперед. Корабли оснащены передовыми системами навигации, но когда техника подводит, старые и надежные маяки по-прежнему играют ключевую роль в обеспечении безопасности мореплавания.

-5