Найти тему
Муки творчества

Во время службы писал картины, вот чем это закончилось - творческий разбор художника самоучки

Вот и настало время долгожданной рубрики «творческий разбор». С вами Александр и вы на канале «Муки творчества».

Свои работы прислал художник самоучка Николай Яковенко из Воронежа.

Человек он очень целеустремлённый и не привык сдаваться там, где другие бы уже опустили руки. Я это сразу понял, когда увидел его сильное желание попасть ко мне на разбор. Три дня и пять попыток заполнить форму, переписка со мной по почте, как это сделать, и вот цель достигнута - я оцениваю его творчество.

Немного о Николае Яковенко - военный пенсионер, подполковник запаса, рисовал в общей сложности 18 лет, переезды больше не позволили. Сейчас понемногу рисует для детей и внуков, навёрстывает.

В детстве я пытался рисовать карандашом портреты родителей и пейзажи. Поступил в художественную школу, которую через пару месяцев пришлось бросить, умер отец фронтовик. Дом, хозяйство легло на меня 13 летнего пацана.
Потом решил ещё раз попробовать в более взрослом возрасте, будучи офицером. В первый лейтенантский отпуск купил разных масляных красок, привёз в военный городок, поставил перед собой портрет "Моны Лизы" и стал рисовать. Получилось вместо лица пятно. Решил, что с портретами надо подождать. Начал копировать чужие картины.
Вдохновляют видео уроки по живописи и художники: Саврасов, Поленов, Айвазовский, Репин, Перов, Суриков…
Близкие к моему творчеству относятся хорошо, жена пытается участвовать в выборе каждой будущей картины.
Помимо живописи увлекаюсь рыбалкой и пешими прогулками, люблю наблюдать за природой.
Хочу научиться писать свет, передавать в картинах игру света и тени, реалистично изобразить, как свет падает на различные объекты в природе.

Давайте перейдём к работам и посмотрим, чем я смогу помочь Николаю.

Маки

Присланная фотография картины чёткая, но с явным засветом от вспышки в вверху, что затрудняет оценку теплохолодности и работы с тоном, поэтому эти моменты рассматривать сильно не буду.

С первого взгляда работа создаёт приятное впечатление яркого летнего луга с обилием красивых трав и цветов. Мы видим ярко выраженный передний план в виде цветов и красивый дальний план в виде травы, деревьев и неба.

К сожалению я не чувствую проработки среднего плана, он настолько близок к дальнему, что просто теряется. Из-за этого получился сильный тональный контраст. Достаточно тёмные маки и ромашки в сравнении с остальным окружением. Это уводит живопись от реализма ближе к декоративности. Если так было задумано, то нет вопросов, но если цель была максимально передать живую природу, то это ошибка.

Такие ситуации обычно возникают у самоучек, которые пишут с чужих работ. При работе с натуры такой проблемы могло и не возникнуть.

По-моему мнение самыми светлыми пятнами в работе должны быть лепестки белых ромашек на переднем плане, но из-за засвета фотографии я не могу понять насколько это так.

Ещё пару слов о ромашках и перейдём к другой работе. Ромашки написаны пастозно, с точки зрения фактуры интересно. Видно, что художник мягче кладёт мазки на дальних цветках и более мощно, объёмно на ближних к нам ромашках.

Это создаёт эффект пространства, но сама форма цветков выполнена очень упрощённо и однообразно и в техническом плане сильно по другому, чем ближние к нам маки. Что создаёт эффект коллажа, который усиливает ощущение декоративности.

В поддержку скажу, что работа сложная, поэтому ошибок не избежать. Основной минус в самостоятельном обучении живописи - это как раз отсутствие понимания, что нужно двигаться от простого к сложному. Не я это придумал, так устроена наша психика. Чтобы овладеть любым навыком, мы сначала изучаем базовые элементы, а потом более сложные.

Художники самоучки часто берутся сразу за сложные работы, не понимая с чем им предстоит столкнуться, главный критерий, чтобы было красиво и не скучно.

Лимоны

Также фото с засветом от вспышки. На будущее, для всех, кто присылает работы на разбор мне или ещё кому-то, тем, кто выкладывает своё творчество в социальные сети или на площадки для продажи картин. Уделяйте внимание фотосъёмке, снимайте картины без вспышки при дневном освещении, не допуская попадания прямых солнечных лучей.

-2

Итак, лимоны, очень популярный в сети мотив, написанный и переписанный уже много раз.

Догадываюсь, почему Николай взялся за эту работу, в ней он увидел удивительную игру света и тени и тот самый воздух, который так хочет научиться писать. Но, к сожалению, работа получилась слабая из-за неудачной тональной проработки.

Сейчас объекты на картине освещены символически, в них как бы есть и свет и тень, но нет взаимодействия. Поэтому работа выглядит дробной и немного вырвиглазной, как будто её осветили мощным прожектором, свет и тень стали очень контрастными и пропали рефлексы.

Для наглядности переведу работу в чёрно белый вариант, чтобы цвет нам не мешал воспринимать тон.

-3

Итак, что мы видим, очень много тоновых попаданий, задний фон спорит (совпадает) с листьями и лимонами. Листья лимона совпадают по тону с самими лимонами.

Посмотрите хотя бы на фото натуры. Листья у лимона гораздо темнее самих плодов.

-4

Если бы не тень на листьях, которая создаёт хоть какой-то контраст, то работа была бы совсем серая и безликая.

Опять же для наглядности я сделаю тон фона и листьев немного темнее, чтобы вы увидели разницу.

Обратите внимание, даже при небольшом разборе тональных отношений в работе сразу появляется цельность и свет. Плоды начинают светиться на солнце, работа становится интереснее.

И черно-белый вариант, чтобы увидеть разницу в тоне.

Также старайтесь меньше использовать белый цвет, он, как правило, делает работу более дробной и светлой.

Подчеркну, я понял, что Николай вдохновляется работами художников, которые работают в реализме.

Если рассматривать её как декоративную работу, то она хороша, сочная, яркая, выполнена в оригинальной манере. Мне всё нравится, разве что ещё бы поработал над листьями, придал бы им какой-то динамики, стилизовал бы их сильнее.

Пейзаж

Вот к этой картине у меня особых вопросов нет, выглядит даже профессионально.

-7

Хорошая композиция, пейзаж разобран по тону и плановости. Ближний план более тёмный и контрастный, средний светлее и менее контрастный и дальний самый светлый и размытый.

-8

Теплохолодность также выдержана, передний план более тёплый и по мере удаления от зрителя становится холоднее.

Давайте подведём итоги

Николай Яковенко рисует всю жизнь, пусть и с большими перерывами, отсюда и хороший результат, что подтверждает моё убеждение, что одного таланта мало, надо много трудиться.

Хочу поблагодарить Николая за предоставленные работы и возможность обсудить их. По поводу стремления научиться писать воздух и свет - ответ один и мне кажется, вы подсознательно знаете его.

Нужно больше работать с натуры и анализировать потом свои этюды. Подсматривать приёмы у любимых художников это дело правильное, но ничто не заменит живой, подвижный свет с его многообразием оттенков, которые не сможет передать ни одна фотография.

Хочу напомнить, что любой желающий может подать заявку на творческий разбор, заполнив специальную форму, и получить от меня конструктивную критику и рекомендации.

Если было полезно, поддержите статью лайком, спасибо за внимание!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц