Найти тему

Принципы современного наставника

Оглавление

2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Время идёт, люди меняются и, соответственно, подход к обучению тоже. На учителей со всех сторон сваливаются всевозможные «вы должны» и «вам надо». Но, несмотря на это, они продолжают любить свою работу.

Профессия перестаёт быть престижной в глазах общества. Одни учителя жалуются, что их постоянно заставляют развлекать детей (в интернете на эту тему завирусился кадр из фильма «Молодой человек»). Другие тонут под горой бумаг и выгорают, а третьи — против любой цифровизации в школе.

Тем не менее, у каждого в жизни есть наставник. Человек, который в определённый момент помог, поддержал, научил, поверил в тебя.

Так каким же должен быть наставник современного ребёнка? Я поговорила с двумя педагогами, которые рассказали о своём опыте преподавания.

-2

Современные дети: какие они?

Екатерина делит своих учеников на два типа: продвинутых и пассивных.

В первом случае дети понимают, что с самого раннего детства важно вкладываться в будущее: развивать и совершенствовать свои навыки. У таких учеников широкий кругозор. У них много интересов, развиты социальные навыки и критическое мышление.

Во втором случае ребёнок мало чем интересуется, не любит задания на логику, критическое мышление, фантазию: они у него вызывают недоумение. Также такие дети проводят слишком много времени с гаджетами.

-3
С замотивированными учениками проще работать. Здесь моя главная задача как наставника — поддержать их интерес. Также важно показать, что ты ценишь, уважаешь и считаешь его взрослым. Конечно, необходимо верить в успех, постоянно поддерживать, давать обратную связь и эмоциональную поддержку. Так как такие ученики часто слишком сильно на себя давят и не разрешают себе ошибаться.

Как рассказала Екатерина, то со вторым типом учеников ей сложнее работать. Здесь в первую очередь она старается найти креативный подход к проведению занятий, подбирает необычные упражнения, больше задействовует игровые формы. Иногда ей приходится даже мотивировать ученика. При этом больше сил уходит на поддержание дисциплину.

Но и в том, и в другом случае ни в коем случае нельзя принижать ученика, обесценивать его труд, срываться на нем.
Фотография из личного архива Марии
Фотография из личного архива Марии

Мария же отметила, что в этом году её ученики менее замотивированы чем раньше. При чём, по её словам, это не зависит от возраста учеников и от того, какими они были в прошлом году. У них просто низкая мотивация и всё тут, — поделилась она своим наблюдением. 

Я задумалась, почему так. Ответа пока у меня нет. Но заметила, что как только ты начинаешь с ними говорить, на любые темы: школа, творчество, фильмы, музыка, и задавать вопросы, то их интерес повышается.
Фотография из личного архива Марии
Фотография из личного архива Марии

Поэтому, по мнению Марии, современным детям сегодня нужен наставник, который умеет правильно задавать им вопросы, много знает в той среде, из которой он пришёл в это учебное заведение, и может их выслушать.

Я, например, многое знаю в медиа сфере. И когда слушаю ребят, когда задаю им вопросы, у меня в голове происходит такой коннект: “чем я могу им помочь в плане наставничества. Где разместить их статью, а может создать видеоролик на какую-то тему. А может быть это всё увеличить до уровня проекта”.

Принципы современного наставника

Екатерина

  • Индивидуальный подход: нужно изучить ребенка, его отношение к разным вещам, интересы, характер. Очень важно выстраивать ваши взаимоотношения, отталкиваясь от этого. Также нужно смотреть на их состояние, понимать, какой подход использовать и какую тактику поведения выбрать в конкретной ситуации с конкретным ребёнком.
  • Необходимо сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка даже на несколько минут. Для этого используем игры, разговоры, картинки, интерактив. НО в меру.
  • Позитив. Как мне однажды сказали на практике в школе, урок — это спектакль, вы — актер. Все, что происходит в вашей жизни и ваши эмоции, все оставляете за кадром. На занятии необходимо концентрироваться только на ученике, всегда улыбаться, использовать дружелюбный тон, создавать комфортную и приятную обстановку. Поругать и пристыдить допускается только в тех случаях, когда есть проблемы с дисциплиной и другие методы не работают. Но даже в этом случае нужно заходить с позиции, что вы всего лишь хотите помочь и переживаете за них.
Кадр из фильма «Первоклассница»
Кадр из фильма «Первоклассница»
  • Развитие социальных навыков, логического и критического мышления. Изучение английского на моих занятиях составляет лишь определенный процент. То, что мы делаем, также должно иметь метапредметную ценность: дети отвечают на вопросы, заставляющие задуматься, развивающие эмоциональный интеллект и фантазию. Учатся задавать вопросы и поддерживать беседу. Это базовые навыки, но, к сожалению, многие дети ими не обладают.
  • Важно воспитывать самостоятельность и чувство ответственности. Например, я их заставляю задуматься, насколько сложным было задание, какие упражнения они считают более полезными, как им легче воспринимать информацию. Также они должны уметь самостоятельно вести записи и разбираться в заданиях.

Мария

  •  Индивидуальность. Это очень сложно реализовать, когда у тебя в классе тридцать детей и ты идешь по общей программе. Но медиа дисциплины таковы, что не может быть тридцать детей, одинаково увлекающихся или желающих создать лонгрид. Кто-то любит рисовать, кто-то фотографировать, кто-то увлекается копирайтингом и пишет красивые тексты, кому-то интересно делать лонгрид. Поэтому я за индивидуальность: находить для каждого ребенка какое-то интересное и полезное для него занятие. Чтобы он этим увлеченно занимался.
Фотография из личного архива Марии
Фотография из личного архива Марии
  • Детей важно учить работать в команде. Даже несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, нужно периодически создавать командные работы и игры. Минимум раз в месяц объединять ребят с разными интересами. Желательно, чтобы они не дружили между собой. Наоборот, через командное общение, через достижение единой общей цели они учатся взаимодействовать между собой. 
  • Уметь слушать учеников. Не просто слышать детей, что они там что-то галдят, а именно вслушиваться в их потребности и мнения. У есть такая фишка: каждую неделю я спрашиваю: «Как вы прожили эту неделю? Что у вас нового? О чём вы можете нам всем рассказать». Кому-то купили собаку, кто-то сходил в театр, кто-то с мамой испёк яблочную шарлотку или имбирное печенье. Это все очень важно, потому что такая обратная связь дает возможность вслушаться в их какие-то внутренние эмоции, переживания и радости. Помогает помочь им с чем-то в рамках твоей программы. Один раз школьница рассказала мне, что очень хочет собаку, но ей не могут её купить. Тогда мы написали статью: «Что делать, чтобы родители купили тебе собаку?». Потом написали ещё несколько материалов о собаке. Так девочка смогла очень много узнать о собаках и убедить родителей в серьёзности своих намерений.
  • Никогда не опаздывать на урок. Дети должны прийти к тебе в гости. Очень важно, чтобы учитель их ждал, был рад им. У меня есть одна школа, в которую мне очень далеко ездить. Но я специально приезжаю заранее, чтобы настроиться на занятия, приготовить кабинет, встретить ребят.

А каким видят идеального наставника учащиеся?

Есения, 7 лет

Учитель должен быть всегда серьёзным, строгим, но хорошим. На перемене моя учительница часто общается с нами. К злой и противной учительнице я бы не хотела бы ходить. Один раз мы на уроке играли в тишину: Мария Денисовна нарисовала на доске поле, внизу установила фигурку. Когда какой-то ряд шумел, то она поднимала фигурку немного вверх. Наша задача была не допустить, чтобы фигурка добралась до вершины. Мне очень понравилась эта игра. Самый лучший учитель должен быть в меру строгим, смешным (он должен уметь шутить) и дружелюбным.

Екатерина, 17 лет

Наставник должен быть понимающим. Знать больше, чем написано в учебнике. Быть заинтересованным. Учителя не должны кричать без повода и оскорблять нас, говорить, что мы никчемные и из нас ничего не выйдет.

Мария, 20 лет

Наставник должен быть квалифицированным в своей области, честным, вовлечённым. У преподавателя должно быть искреннее желание помочь. Он точно не должен осуждать. То есть критика должна быть конструктивной. 

Ольга, 21 год

Мне очень важна обратная связь от наставника. Чтобы он подсказывал как лучше, одновременно давал мне возможность подумать и по ошибаться самой. То есть чтобы мне не просто «дали ответ», а помогли прийти к решению. Ещё мне важна поддержка. Чтобы если вышло хорошо, мне про это сказали. Как мне кажется, наставник никогда не должен давать не конструктивную критику. Если что-то делать нельзя, то мне нужно понимать почему нельзя. Если что-то вышло плохо, то что именно. Ещё наставник не должен быть безразличным и игнорировать. Конечно, сиюминутные ответы не нужны, но когда тебе отвечают неделями, то создаётся впечатление, что преподаватель не заинтересован.
Кадр из фильма «Доживем до понедельника»
Кадр из фильма «Доживем до понедельника»

Перед современными наставниками и правда стоят сложные задачи. Им очень важно не уходить в крайности, постоянно развиваться, успевать за изменчивостью мира и быть открытыми ко всему новому. При этом быть очень чуткими к детским проблемам и переживаниям. Быть примером для своих учеников. Ведь всем известно, что потерять доверие легко, а восстановить сложнее. А как дети будут доверять тем, кто учит одному, а поступают по-другому. И очень важно, освобождать учителей от ненужных и зачастую лишних обязанностей чтобы в их жизни оставалось время и силы на их основную задачу — учить и воспитывать новое поколение.