Найти тему
Интересно о Китае

Скрытые смыслы в изображениях городов Китая иллюстратора Puzhen: ТЯНЬЦЗИНЬ

Иллюстратор Puzhen выпустил серию изображений City of Moon (Город луны), на которых символично представил 100 городов Китая. В его работах присутствуют отсылки к историческим событиям и культурным явлениям, которые прославили тот или иной населённый пункт Китая. В статьях на своём канале я буду раскрывать для вас "тайные" смыслы этих изображений.

Предыдущий разбор:

Тяньцзинь

Тяньцзинь (天津) — город центрального подчинения, расположенный у берегов Бохайского залива. К северу от Тяньцзиня находятся горы Яньшань, на западе — Пекин. Город был основан в 1404 г. в эпоху Мин на второй год правления императора Чжу Ди. Согласно официальным данным переписи населения, в 2022 г. в Тяньцзине проживало 13.6 млн. человек. Это образцовый современный мегаполис, имеющий районы с высотными постройками поразительных масштабов и аутентичные малоэтажные культурные центры, в которых ещё можно ощутить дух минувших эпох.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

С Тяньцзинем меня связывает личная история: в 2019 г. мне удалось получить правительственный грант и поступить в Нанькайский университет — один из самых известных и престижных вузов Китая. Выбор города и университета был не случайным: мои шэньянские преподаватели, зная мой повышенный интерес к традиционной китайской культуре, советовали именно Тяньцзинь, уверяя, что там я найду близкие моей душе вещи, а при желании можно каждый выходные ездить в Пекин, до которого высокоскоростной поезд добирался всего за полчаса. Тяньцзинь оказался многоликим. Традиционные постройки и шарм старых китайских городов можно было найти на Улице Древней Культуры (古文化街).

Если захотелось чего-то европейского, то можно заглянуть в кварталы иностранных концессий, где курсируют кареты и базируются рестораны настоящей итальянской кухни. А если гулять по городу бесцельно, то можно наткнуться на множество футуристических построек, поражающих своими масштабами и смелостью архитектурных решений.

Про кареты я не шутила. (фото из личного архива)
Про кареты я не шутила. (фото из личного архива)

Давайте посмотрим как Тяньцзинь представил в своём проекте иллюстратор Puzhen.

-4

Двое мужчин в длинных одеждах стоят у красного стола и о чем-то вещают — самая узнаваемая сцена выступления сяньшэнистов. Если очень грубо, то сяншэн (相声) — это такой "стэндап по-китайски". Двое сяншэнистов (можно и в одиночку) в юмористической или сатирической манере обсуждают какую-то социальную тему, прибегая к различным средствам выразительности, таким как метафоры, фразеологизмы, каламбур и звукоподражания. На третьем курсе в вузе я сдавала проект по сяншэнам и переводила один из них, позже в Шэньяне посещала выступления студентов-сяншэнистов, и могу сказать, что для полного понимания того, о чем говорит выступающий, даже превосходного знания языка не достаточно! Необходимо глубоко понимать китайскую культуру, хорошо знать историю Китая, содержание мифов, легенд и популярных литературных произведений.

-5

Появился сяншэн в конце эпохи Цин (1644-1912 гг.), Тяньцзинь же стал центром формирования этого жанра. В списке нематериального культурного наследия Тяньцзиня сяншэн занимает почетное первое место. Здесь, можно сказать, самая сильная "школа сяншэнистов", которая взрастила таланты, получившие всекитайскую известность и народную любовь. Тяньцзиньцы действительно любят сяншэны, мне не раз попадались афиши, зазывавшие посетить выступления местных и приезжих звёзд. Однажды, гуляя по закоулкам Улицы Древней Культуры, я заглянула в окно одного из домов и увидела пустующий, но уже подготовленный для сяншэнистов зал: вокруг сцены кучковались стулья, а на самой сцене стояли накрытый красной скатертью стол, чайник и гайвань (чайная пиала с крышкой). Всё это как раз отражено в иллюстрации от Puzhen.

-6

Иллюстратор сделал акцент на веере, изобразив его крупнее других объектов. Это тоже отсылка к сяншэнам — нередко юмористы выступают с веером.

-7

Внутри веера изображена пёстрая арка пайфан (牌坊) - традиционный элемент китайской городской архитектуры. Они возводились для увековечивания заслуг правителей и героев, в память о важных событиях. Сейчас сохранившиеся в городах арки пайфан используются в качестве ориентиров, предваряющих вход в районы с традиционными постройками. На иллюстрации представлена арка, стоящая в начале Улицы Древней Культуры в Тяньцзине.

-8
На этом наше знакомство с Тяньцзинем заканчивается! Спасибо, что уделили внимание данной статье. Проявите, пожалуйста, активность в комментариях, чтобы я знала, что подобные разборы вам интересны и мне стоит их продолжать.