Хочу рассказать вам о малоизвестном, но очень интересном, для характеристики Хрущёва, случае из 1944 года. О нём рассказывает в своих мемуарах советский железнодорожный нарком Иван Владимирович Ковалёв.
Дело было в марте сорок четвёртого. Из Киева доложили, что парализовано движение на железной дороге: в столицу Украины не могут пройти поезда. Железная дорога встала. А по ней шёл не только непрерывный поток военных грузов. Сразу остро встал также и вопрос снабжения крупного города продовольствием.
Ковалёв в то время командовал военными перевозками в структуре Генштаба и находился в Шепетовке, при штабе 1-го Украинского фронта.
Стал разбираться, в чём дело? Отвечают: дорогу занесло снегом. Пурга от Бердичева до Киева. Сугробы выше человеческого роста. Рядом в штабе фронта был представитель Ставки – маршал Жуков. Он в окошко посмотрел – солнце светит, на небе ни облачка, и ручьи журчат. А до Киева всего 200 км. Усомнился: какая к чёрту пурга?
«Слетай в Киев и надери уши своим брехунам», - велел Ковалёву Жуков.
Ковалёв вылетел и увидел: от Бердичева под крыльями пошли сплошные снежные заносы. Всё белым бело. До города пробиться через метель не удалось. Сели на более-менее чистом аэродроме за городом, и проехали в Киев лишь на тракторе.
Но надо как-то решать проблему, поднимать людей на работу, всем миром выходить расчищать пути, чтобы железную дорогу запустить.
Ковалёв пошёл в Центральный комитет компартии УССР, к товарищу Хрущёву. А его не пускают к нему в кабинет! Просто не пускают, и всё. Охрана отвечает: занят, мол, не может уделить вам времени.
Ковалёв вспоминает, что он опешил совершенно. Как так: он, со всеми своими мандатами приехал налаживать движение, а к партийному начальству на приём - не пробиться! Охрана не пускает, и знать ничего не хочет.
Ковалёв спросил, откуда можно связаться с Москвой. Сказали, что линия ВЧ есть у второго секретаря Алексея Кириченко.
Ковалёв сразу же связался со Сталиным. Что характерно - в отличие от «очень занятого» Хрущёва, у вождя время поговорить о снабжении Киева продовольствием, а фронта – боеприпасами нашлось.
Иван Владимирович пожаловался Сталину: поезда не могут пройти через киевский ж/д узел к 1-му и 2-му Украинским фронтам. Всё занесено, надо срочно решать вопрос. Сталин с удивлением остановил Ковалёва: почему с этим вопросом звонят ему? В Киеве на своём месте первый секретарь – Хрущёв. Пусть он даст необходимые указания.
Ковалёв доложил, что не может прорваться к нему через охрану. После небольшой паузы Сталин лишь переспросил, откуда звонит Иван Владимирович.
«Из кабинета Кириченко? Будьте на месте. Хрущёв сам придёт».
Через пять минут в кабинет вбежал красный сконфуженный Никита Хрущёв. И сразу накинулся на Ковалёва. Почему тот сразу звонит в Кремль, жаловаться Верховному?! Ковалёв пишет, что вступать с Хрущёвым в перепалки он не стал, а сразу перешёл к делу.
Никита Сергеевич подобные вопросы решать умел и любил, поэтому он приступил к делу немедленно, с активным пылом и огромной энергией.
И дело тут же закрутилось. По партийным ячейкам Киева пошёл призыв срочно помочь железной дороге. Тысячи людей выдвинулись с лопатами на расчистку железнодорожных путей. Уже через сутки железная дорога вернулась в строй, в город пошли эшелоны с продовольствием, а военные грузы – поспешили к фронтам.
Какой из этого показательного эпизода можно сделать вывод?
Что Никиту Хрущёва порой любят выставлять этаким шутом и демагогом, который случайно, путём удачного стечения обстоятельств и закулисных интриг, оказался у власти.
⚡Больше таких историй можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Это не так: Никита Сергеевич талантливым, очень энергичным организатором, но очень хитрым. И при Сталине Хрущёв, как хороший руководитель, приносил большую пользу стране.
И, к примеру, орден Ленина - за организацию строительства московского метро в середине 30-х метро – Никита Сергеевич вполне заслужил. Но когда Сталина не стало, а Хрущёв сумел пробраться на его место – его кипучая энергия стала уже не столько помогать стране, сколько вредить ей.
А второй интересный момент – что советские чиновники не боялись чуть что, звонить «диктатору, деспоту и тирану» Сталину по любому поводу. В том числе даже и по такому, чтобы – дать из Москвы в Киев пинка засевшему в своём кабинете большому и недоступному начальнику Хрущёву.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, почему Хрущёв отказывался говорить?