3 декабря 2023 года
Здравствуйте, друзья!
Люблю московские вокзалы! И среди них вокзал Казанский один из самых любимых. Часто приходилось уезжать отсюда и на электричках, и на дальних поездах. Внутри знаю вокзал очень хорошо, а вот снаружи... А ведь есть ещё и обратная сторона здания.
Так сложилось, что вчера мне нужно было попасть именно за вокзал, т.е. обойти его почти со всех сторон. Оказалось интересно и даже неожиданно.
Вокзал примерно на этом месте появился ещё в середине 19-го века, тогда он назывался Рязанским. А в 1884 году железную дорогу продлили до Казани, вокзал с пассажиропотоком перестал справляться, и в 1911 году был утвержден проект великого Щусева, который и стал главным архитектором строительства.
После всех перипетий начала 20-го века, в 1918 году строительство было возобновлено, и в 1926 году закончен первый этап. Окончательно завершилось строительство только в 1940 году.
Потом были несколько реконструкций и самого вокзала. и площади перед ним.
Выглядит это примерно так.
Казанский вокзал по проекту Щусева.
Ленинградский вокзал, ранее Николаевский, по проекту Тона.
Ярославский вокзал по проекту Шехтеля. Расположился рядом с Ленинградским и оба они смотрят через площадь на Казанский.
А в сквере посреди Комсомольской площади или площади Трёх вокзалов с 2003 года стоит памятник Павлу Мельникову, первому министру Путей сообщения Российской империи, одному из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург - Москва. На мой взгляд очень уместный памятник.
Ближе к углу Казанского установлен бюст автора его проекта Щусеву. Примерно такие же бюсты стоят и у стен Ленинградского и Ярославского вокзалов, его авторам Тону и Шехтелю, как-нибудь и до них доберёмся.
А кто сказал, что с улиц Москвы исчезли все троллейбусы? Вот он, последний троллейбус Москвы, Музейный маршрут, гордо проехал мимо.
За углом Казанский вокзал продолжается Царской башней, перед которой в 2013 году установлен интересный памятник. Памятник создателям российских железных дорог.
В центре бюст Николая I, вокруг расположились легендарные железнодорожники-первопроходцы. Здесь мы видим опять П.П.Мельникова в генеральской форме, М.И.Хилкова с картой в руке и С.Ю.Витте - тоже министры путей сообщения уже в последующие годы. В кадр не попали фигуры отца и сына Черепановых, промышленников и изобретателей первого российского паровоза и Франца Гесселя, руководителя строительства Царскосельской железной дороги, первой в России.
Сворачиваем ещё раз за угол, и на этом архитектурные изыски заканчиваются, тянутся обычные кирпичные постройки, одна из которых стала очередным гастромоллом, под названием "Депо три вокзала".
Что это за депо и почему оно вместо прямого назначения функционирует, как очередное место отдыха москвичей и гостей столицы, я расскажу вам завтра.
До новых встреч, друзья! Надеюсь, что обрушившийся сегодня на столицу снегопад к утру закончится, а коммунальные службы хотя бы в первом приближении справятся с неожиданным приходом зимы.