Аукционный лист является неизбежным компаньоном транспортных средств во время их продажи на аукционе. Этот документ содержит полную информацию о машине или мотоцикле, включая техническое состояние, пробег, год выпуска и другие существенные подробности. Опытные эксперты составляют аукционные листы после тщательного осмотра транспортного средства. Как правило, эти листы дополняются свежими фотографиями продаваемого транспорта, информацией о стартовой цене и времени начала торгов.
На каких аукционах можно покупать японскую мототехнику и как расшифровать их аукционные листы?
В Японии работают десятки аукционов по продаже автомобилей и мототехники. Среди самых крупных – BDS, JBA, AUCNET и ARAI. Несмотря на схожие принципы работы, аукционные листы на разных площадках отличаются. Поэтому мы остановимся на расшифровке листов каждой из площадок.
Аукцион BDS
Главный плюс аукциона BDS – здесь аукционные листы заполнены на английском, в отличие от JBA или ARAI. А не так давно аукцион предоставляет не только листы с фото, но и видео. Кроме того, это крупнейшая по числу выставляемых мотоциклов площадка.
Состояние мотоциклов оценивается по 10-бальной шкале, где:
- от 6 баллов и выше – почти новый мотоцикл;
- 5 баллов – отличное состояние;
- 4 балла – состояние хорошее, но есть небольшие царапины, потертости, может быть коррозия;
- 3 балла – среднее состояние, заметны вмятины, ржавчина, царапины, прочее;
- 2 балла – плохое состояние, мотоцикл не на ходу, требует ремонта, битый, сильно ржавый;
- 1 балл – такой мотоцикл подходит разве что для продажи на запчасти.
В аукционном листе детально расписывается каждая деталь и каждый обнаруженный дефект. Например:
- Двигатель – все компоненты, от стартера и радиатора до крышки мотора.
- Передняя и задняя часть шасси – амортизаторы, колеса, крылья, прочее.
- Электрика, выхлопная система – фары, АКБ, сигнальные огни, спидометр, другое.
- Рама – основная и нижняя часть, подножки, подставка, ограничители руля, прочее.
Кроме того, детально описан внешний вид – состояние пластиковых элементов, бака, сиденья, хвоста и других компонентов.
Более детально с информацией в аукционном листе BDS ознакомьтесь на следующем изображении.
Аукцион JBA
JBA – меньший аукцион, чем BDS, но развивается он довольно стремительно. При составлении аукционного листа эксперты оценивают состояние отдельных узлов и дают общую оценку мотоцикла.
Состояние узлов прописано буквенными значениями:
- S – идеальное состояние;
- А – отличное;
- В – хорошее;
- С – удовлетворительное;
- D – плохое;
- Е – аварийное (на запчасти).
Общее состояние мотоциклов оценивается почти так же, как и на аукционе BDS, но с некоторыми нюансами:
- S – новый мотоцикл в отличном состоянии;
- от 1 до 6 баллов – от очень плохого до идеального состояния (есть промежуточные баллы – 3,5 и 4,5);
- R – битый, аварийный мотоцикл.
На практике оценка 4 балла на аукционе JBA – это уже очень хорошо.
Обязательно обратите внимание на замечания по внешнему виду мотоцикла. Они обозначаются буквами с указателями на схематическом изображении или фотографии мотоцикла:
- А – царапина;
- В – вмятина;
- Н – дырка;
- Т – поломка;
- S – коррозия;
- цифры 1, 2, 3 показывают уровень повреждения – от малого дефекта до сильного повреждения соответственно.
Более детально с примером аукционного листа JBA вы можете ознакомиться на следующем изображении. Главный недостаток этого аукциона – бумаги заполнены на японском.
Аукцион AUCNET
По количеству выставляемых на аукцион мотоциклов AUCNET находится +/- на том же уровне, что и BDS. Система общей оценки мотоцикла тоже почти идентичная, но начинается не с 1 балла, а с нуля. То есть, чтобы лучше понять, отталкивайтесь от значений:
- BDS 1 = AUCNET 0;
- BDS 2 = AUCNET 1 и так далее.
Оценка 0 баллов может стоять и для мотоцикла в хорошем состоянии, но на который нет документов и его нельзя поставить на учет на территории Японии. При этом в России можно.
Также здесь используются буквенные обозначения разных повреждений и недостатков. Например:
- А – царапина;
- В – коррозия или вмятина;
- W – большие царапины и потертости;
- Т – трещина;
- N – указанный элемент отсутствует;
- Х – нужно заменить элемент;
- ВР – если следы краски.
Если на мотоцикле есть повреждения, их степень оценивают по шкале от 1 до 3 баллов. Подробнее с примером аукционного листа вы можете ознакомиться на картинке ниже.
Аукцион ARAI
Еще один небольшой аукцион, на котором выставляется в среднем до 1000 мотоциклов. В большинстве это малолитражные модели. Но зато по ценам ARAI – один из наиболее бюджетных аукционов. Как и в большинстве описанных выше аукционов, система оценки состояния мотоцикла здесь цифровая – от 0 до 9, где чем выше балл, тем лучше состояние байка.
Как и везде, здесь оцениваются и отдельные элементы мотоцикла. Оценивают их буквенно:
- А – отлично;
- В – хорошо;
- С – удовлетворительно;
- D – плохо;
- Е – очень плохо;
- Х – значительные повреждения, неисправность.
Обратите внимание! В аукционном листе ARAI указывают не год выпуска мотоцикла, а год его первой регистрации. И это еще не все. Здесь нет обычной графы «год». За основу берется 1988 год, а число, указанное в листе – сколько лет от 88-го года прошло до момента регистрации. Поэтому лучше всего проверять год выпуска по номеру рамы.
С остальными составляющими аукционного листа ARAI вы можете ознакомиться на следующем изображении. Посмотрите на пункт с годом регистрации. Цифра 11 означает, что мотоцикл впервые зарегистрирован в 1999 году (1988+11=1999).
Как не запутаться в аукционном листе?
Мы рассмотрели только основные критерии оценки в аукционных листах. Информации в них намного больше. Кроме того, аукционы периодически меняют принципы заполнения аукционных листов, из-за чего актуальная сегодня информация может не соответствовать действительности через полгода.
Рекомендую детально ознакомиться с расшифровкой аукционных листов конкретного интересующего вас аукциона. И обязательно уточняйте детали, если не уверены, что смогли прочитать аукционный лист правильно.