Хоббит 1977 года - шедевр или мрачнота?

Мультфильм, известный как творение режиссерского дуэта  Rankin / Bass, является первой экранизацией "Хоббита". Меня он заинтересовал как максимально атмосферное воплощение мира Толкина. И поразил с художественной, изобразительной стороны.

Акварелька во всей красе
Акварелька во всей красе

Отрисован анимационный шедевр в японской студии Topcraft, предшественницы Studio Gibli. Здесь можно поставить много восклицательных знаков, но ценители полнометражных мультфильмов Миадзаки увидят намек и так😏

Оцените носа и глаза гномов, немножко знакомы
Оцените носа и глаза гномов, немножко знакомы

Разбирать качество анимации или место этого мультфильма в истории я не смогу, мой мир проще: мне тяжело смотреть современные 3D мультфильмы: может быть профессиональная деформация, может быть особенности восприятия, - но я очень устаю глядеть в экран на суперобъемных, но все равно нереальных персонажей. А вот "плоские" мультики мне заходят: я вижу обводку, стилизацию, и мой глаз уже не сомневается, что перед ним придуманная история, не спорящая с реальностью. К сожалению, 2D анимация уходит из массовой культуры: ее и рисовать сложно и долго ("Хоббит", если не ошибаюсь, готовился 5 лет!!), и запрос публики изменился.

Тем ценнее находить невероятно красивые вещи, штучные, качественные, авторские.

Как не влюбиться в это небо
Как не влюбиться в это небо

Самое восхитительное, на мой взгляд, это фонА в мультике. Акварельные (конечно же от руки) пейзажи и освещение создают невероятный волшебный мир (им вторят песни и стихи Толкина, которых так мало в других экранизациях). Кому-то почудится "мрачняк" и тусклость, но художник способен в полной мере оценить богатство оттенков и совершенство акварельной техники.

В качестве главных референсов Ранкин и Басс давали японским коллегам работы знаменитого иллюстратора Артура Рэкхема.
Иллюстрация Артура Рэкхема
Иллюстрация Артура Рэкхема

Мой преподаватель книжной графики в институте нежно любила Рэкхема и восхищалась его умением создавать миры: скандинавские мифы, произведения Шекспира и братьев Гримм. Глупость отсутствие опыта и некая предвзятость тогда не дали мне оценить красоту его работ в полной мере. И сейчас не дают. Но взять Рэкхема референсом для пещер и лесов Средиземья - гениально. Плюс художники в мультфильме убавили линейных "кудрей" и чрезмерных деталей стиля Рэкхкма и, на мой вкус, достигли баланса техники, атмосферы и фоновой задачи.

Дремучее Чернолесье
Дремучее Чернолесье

А еще местами чудилась отсылка на рисунки самого Толкина, кто не в курсе - у него замечательные, немного декоративные (та самая приятная глазу стилизация), но очень приятные рисунки.

В бочках на волю. Рисунок Дж.Р.Р.Толкина
В бочках на волю. Рисунок Дж.Р.Р.Толкина

Тот редкий случай, когда экранизацию смотришь на одном дыхании и не отрываясь. В самом деле я боялась пропустить хоть момент, хоть кусочек из этой красоты.

Добавлю еще, что через дубляж слышны оригинальные голоса и ритмы песен, и это магически действует. Все-таки для такой истории как "Хоббит" рисованный формат органичнее даже самой прекрасной актерской игры.

Как вы относитесь к таким мультфильмам, по вашему рисунок от руки в анимации - прошлый век?