Дисграфия - спутник современного школьника настолько частый, что впору нормы пересматривать.
Конечно, этого делать мы не будем, но попробовать разобраться в причинах столь активного роста количества детей с данной проблемой лишним не будет, ведь в отличие от многих других нарушений развития на причины, вызывающие дисграфию, влиять можно, профилактику этого состояния провести зачастую проще, чем исправлять.
Несмотря на то, что я по своей основной специальности логопед, поговорить в основном хочу о тех видах дисграфии, с которыми лучше бы не к логопеду, а к нейропсихологу, а ещё лучше - максимально не допустить их появления. Но для начала пару слов о тех дисграфиях, с которыми все же к логопеду.
Абсолютно логопедическая история, несомненно дисграфия акустическая, либо артикуляторно-акустическая, связанная с недостаточной сформированностью процессов фонематического анализа и синтеза. Проще говоря, как слышу, так и пишу. Как говорю, так и пишу. Округляю губы, говоря уопата вместо лопата (совсем незаметное на слух нарушение, многими воспринимаемое как изюминка в речи) - уопата или вопата и напишу. Или наоборот - лорона вместо ворона. Имею "щечное" произношение шипящих - напишу фумит вместо шумит, и вук вместо жук. И в этом случае гораздо разумнее будет говорить о профилактике, чем о коррекции. В коррекции акустическая дисграфия не слишком сложна, поставить звуки и поэтапно поработать над фонематическим анализом и синтезом - работа, которая занимает в неосложненных случаях максимум год, но большое значение имеет все же в стенах школы мы этим занимаемся, или успели до.
Год дополнительных занятий с логопедом параллельно со школой и домашними заданиями, параллельно со все нарастающей школьной неуспешностью и все снижающейся мотивацией и самооценкой - год совершенно другой психологической атмосферы в семье по сравнению с той ситуацией, когда все звуки поставлены до школы, и все фонематические процессы проработаны также до.
Хорошо бы до, да не успели! - скажут родители многочисленной когорты детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, детей с ОНР, моторной алалией. Какие там звуки, нам бы до школы с падежами разобраться! Да, к сожалению действительно не успеваем. И детям с первичным речевым нарушением акустическая дисграфия светит практически в обязательном порядке, параллельно с дисграфией аграмматической - теми самыми падежами и прочей грамматикой, опять в стиле как говорю, так и пишу. Мой синий фапка. Мавчик работает пила. В этой ситуации виноватых нет - и родители работали, и специалисты, просто лёгкой жизни никто не обещал. Работа специалистов над речью таких детей дошкольным периодом не завершается, заканчиваясь чаще всего к пятому-шестому классу, и задача всех причастных в этом случае не заставлять эту рыбу лазать по деревьям и не добивать двойками, а оценивать сообразно с диагнозом.
Не грамотность во главу угла с такими детьми, а самооценка! Здоровая психика! Понимание своих не только слабых, а и сильных сторон! А с падежами разберемся.
Ну а дальше начинается самое интересное. Дисграфия оптическая, либо, в другой классификации, оптико-пространственная. Как проявляется этот вид дисграфии? В зависимости от тяжести, по-разному. В лёгких случаях это путаница схожих по написанию букв. В или Д? И или Ш? Л или М? Н или К? То вместо хвостика вверх хвостик вниз, то палочка недописана, то лишняя добавлена. В тяжёлых случаях - полное отсутствие образа буквы несмотря на упорные занятия. Начал писать полукруг от а в начале строки, палочку записал в отрыве, в середине строки. Если вообще ее вижу, строку эту. Могу и над строкой написать, и под. Именно оптико-пространственные нарушения - причина того, что дети с ДЦП испытывают огромные трудности с письмом даже вроде бы с неплохой ручной моторикой.
Оптико-пространственная дисграфия - история про тело и мир вокруг тела. Не отходил, не отползал, не отлазил свое - будут проблемы. Иногда такие, что проще печатать, чем пытаться писать. Детям с ДЦП так точно проще, и не надо издеваться. Этой рыбе тоже не надо на дерево, а если надо, то как хобби, а не как инструмент обучения.
Но оптико-пространственная дисграфия все чаще встречается у детей без ДЦП и иных диагнозов, вроде бы здоровых. В чем же причина? Да все в том же, в теле и пространстве. Ключи к профилактике этого вида дисграфии просты - ноги, руки, горы, леса и овраги. Гулять многими часами без коляски, не на площадке, а по оврагам и пригоркам, шагом и ползком, на велосипеде и вплавь. Лазать по деревьям (давно деревья без обрубленных нижних веток видели, чтоб неповадно было?) Прятаться под кустами. Вязать на пальцах, вышивать крестиком и резать салат. Да-да, задолго до школы. Рисовать, штриховать и раскрашивать, наконец. И все это, ещё и ещё раз подчеркну - многими часами. Часа 4 минимум в день скакать по оврагам, в остальное время рисовать и вышивать. Каждый день.
Нереальную картинку какую-то рисую? Ну да, в современном мире практически нереальную. Ну вот вам и рост оптико-пространственных проблем. У кого нет, тем повезло. Тем, у кого в школе выявили - к нейропсихологу, ползать и играть в мячик за бешеные тысячи.
И, наконец, самое-самое интересное, дисграфия и прочие трудности регуляторного характера. Когда ошибок в тетради полно, и все они характера, как бы это сказать, бредового. В третьем классе ошибиться в словах домашняя работа, это как вообще?! На автомате уже должно быть!!! Как и при оптической дисграфии, хвостик вверх вместо хвостика вниз. Потеря строки. Как в аграмматической - окончание не то или просто отсутствует. Как в акустической - ф вместо ш. Или, например, к вместо ш. Как вообще это возможно?! Где логика?!!! Где твоя голова?!!!! Вот в этом и ключ к пониманию вопроса. Нет головы в конкретный момент времени, отключилась. Процесс регулировать перестала, рука чего-то там пишет на автомате, а голова в процессе не участвует. Логики в ошибках нет. Они самые разные, максимально абсурдные. Все вперемешку. Именно этот вид дисграфии чаще всего встречается у современных детей, у которых вроде бы вообще до школы нет проблем. Откуда же она берется и как ее предотвратить?
Разумеется, как в предыдущих упомянутых видах дисграфий в ее возникновении может быть никто и ничто не виновато. Ребенок с СДВГ - конечно у него будет регуляторная дисграфия. Такой ребенок, лечим, учим, оценками не добиваем. Но число таких детей довольно стабильно, откуда же рост регуляторных дисграфий, какие средовые факторы на него влияют? Ну давайте попробуем разобраться, поделив самые разнообразные причины на две большие группы.
Причина 1 - отсутствие запроса на регуляцию от среды. Современные дети ходят в лялечках до школы, а то и дольше. Не шуметь в транспорте - он же ребенок, что вы?! Помолчать, пока говорят взрослые - неуважение к его личности. Проиграть в настольной игре - себе дороже, лучше поддаться, а то орать будет. Не надеть до конца куртку, хоть и умею, не доесть суп - а мама на что, наденет, докормит. Нарисовал непойми что, хотя точно может лучше - ни в коем случае нельзя на это указать, а вдруг психотравма. Волевые качества не формируются, регулировать свое поведение и реакции ребенок не учится, откуда возьмётся умение регулировать письмо? И за кое-как похвалят, и слово не дописать можно, как постель недозастелить...
Причина 2 - многозадачность и привычка к рассеиванию внимания. Современные дети сплошь Юлии Цезари, вот только продуктивность их куда ниже. Дома фоном телевизор с утра до вечера, параллельно с телевизором в руках ещё и планшет, параллельно мама что-то там вещает, параллельно я ещё и что-то ем, не очень чувствуя вкус. Четыре-пять дел одновременно, и все четыре кое-как. Привыкнув к этому режиму, ребенок приходит в школу, и в ее стенах панически пытается найти деятельность параллельную процессу письма.
Можно козявки в носу поковырять. Можно на одноклассников полюбоваться. За окном опять же много интересного. Ноги опять же простаивают, надо ими о ножки стула поколотить. Уф. Привычные четыре-пять видов деятельности одновременно, все как мы любим. Все кое-как. И козявки до конца не выковырял, и написал касная работата.
Ключи к решению проблемы, собственно, напрашиваются сами собой. В три года совершенно естественно начать рисовать - и бросить. Начать собирать пазл - и через пять минут охладеть (но неплохо бы тогда убрать в коробку). Потребовать докормить или надеть ботиночки. Закатить истерику, если не догнал. В пять-шесть лет пора взрослеть. Учиться доводить игру до конца, даже если тебе прям щас надоело. Понимать слова "подведешь команду". Соблюдать правила, а если правила не устраивают - уметь обсудить иные, найти компромисс, либо спокойно перестать участвовать в игре, без истерик, хлопанья дверью и аргументов в стиле "мне хочется". Застелить постель до конца и делать это каждый день. Уносить свою тарелку в раковину после еды. Спокойно ждать, когда мама закончит разговор. Учиться делать что-то качественно, регулярно и до конца. Самообслуживаться. И никакого цезарства, мало кто на это на самом деле в детском возрасте способен. Все фоновое - убираем. Если едим - то едим, за красиво сервированным или не очень красиво столом, но чувствуя вкус еды и нормально ее прожевывая, в конце концов это и для желудка полезно. Если разговариваем - то без телевизора. Если смотрим телевизор - то с полным вниманием к тому, что там показывают. Как-то так. А если регуляторная дисграфия с ребенком уже случилась - рекомендации те же.
А логопед? Ну, логопед может помочь, конечно, и нейропсихолог может. Но если проговаривать со вниманием текст, который пишем, только на занятиях у логопеда, а дома вновь делать домашку под телевизор - смысла нет.
Автор статьи - Ольга Мордашова, нейрологопед, дефектолог, автор книги "Окно возможностей для вашего ребенка", руководитель детского речевого центра "Гуси-гуси "