Найти в Дзене

Неудачное книжное в конце года. Наринэ Абгарян. Молчание цвета

Этот год был наполнен большим количеством интересных книг. О каждой хочется что-то сказать, поэтому в дальнейшем вы еще увидите похожие посты, а пока несколько слов о книге «Молчание цвета» Наринэ Абгарян.

Знаете, начнем с двух: «Не верю».

Первая половина – собственно произведения «Молчание цвета» и «Одно сердце» – в целом прошли на одном дыхании. Не без вопросов к автору, но в целом – пойдет. Дальше книга представляет собой коллекцию рассказов «С миру по нитке», где автор повествует о местах, в которых побывала, какой след они оставили в ее сердце.

С хорошего.

Книга полнится теплом, запахами и добрыми сердцами. Через страницу ты вдыхаешь запах свежесваренного кофе, завтракаешь свежими фруктами – своими, с дерева, армянской гатой и пахлавой, смеешься, когда узнаешь знакомую беззлобную брань взрослых – потому что видишь в этом свою семью, ту заботливую брань, когда на тебя ворчат, потому что любят. И это – фундамент книг автора. Про дом, про любовь, про семью, про щедрость. Про менталитет, который так дорог: когда в любом уголке мира встречаешь своих, а тебя угощают и приветствуют, как сестру, потому что важна не фамилия. Важно отношение и то, что в сердце. Этому веришь, потому что сам такой же. Потому что в сердце – желание делать хорошее и дарить радость. И ты думаешь: «Да, это про меня. Это суть».

То, что осталось под вопросом.

Слог автора. Очень много самолюбования и выпячивания Я. Автор пол книги плачет, дышит, не надышится. Самолюбуется, радуется, что ее читают, напоминает об этом. В первой повести у нее всё вечно растопыривается от ниток шарфа до воздуха. После классики было очень тяжело читать. Не знаю, как, но, казалось бы, простые слова так склеены, что я буквально грызла страницы, пока пыталась представить и понять как бы-высокий слог автора. Очень много отсылок к истории. В частности, была очень странная история про армян в одном из концлагерей, где они там чуть ли не мини-курорт себе устроили, а немцы просто со стороны с попкорном наблюдали. После посещения музея Великой Отечественной войны, Брестской крепости, а также прочтения книги «Сказать жизни ДА» Виктора Франкла – не поверила ни одному слову. Сюда же в копилку отсылки про репрессии, которые вызывают много вопросов, главный из которых: «Зачем это здесь?» Некоторые исключительно национальные моменты тоже вызывали ряд вопросов. Например: «Мам, а правда, что армяне абрикос с солью едят? Я тут в книжке прочитала…» - «Впервые слышу, за 7 лет ни разу не видела». И так далее.

Но есть и то,
из-за чего книгу хочется убрать подальше и больше не доставать. Упоминания про исторические события и боль народа, которую не только не удалось заглушить, но и которую сделали еще сильнее последние события. То, из-за чего я и сказала: «Не верю». Потому что если бы хотя бы часть сказанных слов была правдой, если бы было столько святости, желания и силы сберечь, то удалось если бы не все, то многое. Показать единство духа, желание жить, трудиться, сохранить. Потому что страна – это не про еду и танцы, которых здесь навалом на каждой странице, не про отсылки к великому прошлому. Это про людей и их историю – которые создают судьбу, влияют, относятся, совершают поступки, принимают решения, консолидируются и протягивают руку помощи. Потому что великое прошлое становится эпохой, историей. И настоящее тоже когда-нибудь станет историей. И оно стало – большой бедой многих тысяч людей.

Закончу упоминанием маленького эпизода из книги.

Голодные времена. Женщина купила два батончика «Марс» на большую семью. Хотела разделить на равные части оба, чтоб всем досталось поровну. В какой-то момент подумала: «Поделю сегодня только один. Да, тогда достанется меньше, зато продлю радость на два дня». И вот – она пошла прятать второй батончик, как тут за ней увязывается ребенок. Она – бежать. Запирается. А ребенок колотит по двери ручками и плачет, мол, что ты там прячешь, покажи? Уставшая от лишений и трудностей, она разрывает обертку и целиком съедает этот «Марс». А спустя годы, вспоминая, говорит, что нисколько об этом не жалеет, заслужила ведь....

И это было той точкой, когда я сказала себе, что ни за что не покажу данную книгу своим детям. Потому что знаю, что другая женщина, которая пережила еще более тяжелые времена, никогда так не поступила бы. А если бы поступила, то грызла себя всю жизнь. И, пройдя эти времена, осталась все с тем же большим и открытым миру сердцем, хранящем немало ран и незаслуженных обид. Потому что в спартанских условиях без света она могла соорудить торт маленькой девочке и даже с горем пополам свечки – ведь день рождения у ребенка. И он был бы только для этой девочки. И самым вкусным за всю ее жизнь. Потому что всегда встречала ее вкусняшкой и одевала как куколку, выбирала самое лучшее и в двойном количестве, как бы ни ругался отец. И даже когда злилась, думала об одном: «Лишь бы у нее было все самое лучшее и она получила в жизни больше, чем я». Ведь забота - это все-таки про любовь, а не просто феномен.